По следам Руссийона - волшебство общения
20-21 сентября мне посчастливилось быть на лекции мастера психоанализа из Франции Рене Руссийона. Лекции проходили в рамках Магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование».
Жанр этого текста затрудняюсь определить – это не репортаж, не эссе, не конспект. Пишу, скорее, для себя, чтобы осмыслить, переварить, уложить, систематизировать хотя бы часть того пласта информации, который передал нам Рене.
Искусство психоаналитика начинается с умения слушать. Каждому чрезвычайно важно иметь человека, который готов его выслушать. Eще лучше, чтобы он мог выслушать и понять. Но даже просто слушание без понимания, и, что чрезвычайно важно, без предложения решений, без высказывания суждений обладает терапевтическим эффектом.
Слушание – основа психоанализа. Кроме того, это и основа хорошего материнства, отцовства. Трудно переоценить роль слушания в консалтинге, коучинге, продажах. Оно чрезвычайно важно в дружеских отношениях. Но вспомним себя: как трудно просто дать человеку выговориться! Хочется взять на себя роль опытного, знающего, сильного, хочется подсказать, высказать свое мнение, дать совет, которого часто даже не просили.
А ведь на самом деле у кого вопрос - у того и ответ. Наш опыт зачастую не применим в ситуации другого человека, и только он знает, что лучше для него. Роль консультанта, коуча, родителя, друга сводится к тому, чтобы помочь человеку разглядеть это решение в нем самом.
Что есть психопатология? Психопатология – это когда жизнь перестает быть эффективной, приносит страдание, а оно, в свою очередь, инвалидизирует. Люди думают, что для того, чтобы решить проблему, достаточно просто не думать о ней, отвлечься, например, влюбиться или просто заняться сексом. Увы, такие решения могут, в лучшем случае, лишь временно облегчить симптомы.
Природа психопатологии в том, что нашей психикой не был переварен (или, говоря научным языком, интегрирован) прошлый травмирующий опыт.
Одна из задач нашей психики объяснять мир непротиворечиво, т.е. складывать в целостную картинку – эту картинку и видит наше сознание. Психика постоянно дополняет ее различными событиями, стараясь не нарушить целостности. Травмирующей является ситуация, которую психика не может переварить, вписать в картину, не нарушая ее, и поэтому она как бы удаляет такой опыт из общей картины, превращая в «черное» пятно, которые сознание, в свою очередь, игнорирует. А со временем эти «черные пятна» превращаются в «черные дыры». (Вы же помните, что черная дыра все притягивает к себе!) И эти «черные дыры» искривляют нашу картину мира, но мы не замечаем этого. То есть мы живем, глядя в кривое зеркало, и думаем, что видим мир правильно, а остальные - нет. И если таких «черных дыр» много, или какая-то из них очень глубока, наша картина мира мешает нам нормально функционировать.
Задача психоаналитика – помочь человеку увидеть эти «черные дыры» и осознать их, найти причины и переварить, интегрировать их в общую картину, восстановив адекватное восприятие мира.
Какие факторы имеют значение при формировании «черных дыр»?
1) Природа опыта: это может быть расставание, потеря, горе, а порой и успех и многое другое.
2) Уровень зрелости личности. Что травмирует одного, то может не травмировать другого. Имеют значение возраст, прошлый опыт, особенности нервной системы и так далее.
3) Контекст, в котором разворачиваются события: человек в ситуации один или с кем-то, как относятся окружающие к тому, что произошло. Например, ребенок описался, и можно сделать из это трагедию с наказанием, а можно сказать, что все в порядке, с кем не бывает. Ну и так далее.
4) Возможность переиграть ситуацию. Это очень важно. Через проигрывание ситуации ребенок переваривает, интегрирует опыт. Он может стать активным игроком (например, врач сделал ему укол, а потом ребенок играет во врача с братом или игрушкой).
Важно понимать, особенно для родителей, что даже тяжелый с точки зрения взрослого опыт может не нанести травмы ребенку, если у него будет возможность переварить, интегрировать, символизировать его. Переваривание происходит через игру, через обсуждение, через творчество и так далее. Самый лучший помощник в этом – это слушающая и слышащая мама, которая принимает своего ребенка.
Процесс символизации – это построение картины мира через образы. И она складывается из всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем - первичной психической материи, из которой дальше наш мозг создает образ воспринимаемой нами реальности.
Через символизацию и происходит интеграция. То есть если мы что-то можем объяснить, значит это существует для нашего сознания и уже не является для нас «черной дырой».
Разберем основные правила символизации:
1) Нельзя символизировать сразу все.
2) Нельзя символизировать немедленно - символизация происходит в ситуации безопасности.
3) Нельзя символизировать в одиночку. Принцип «все или ничего» препятствует символизации. Рене сказал сумасшедшую фразу: «Время, когда нечто произошло, не было временем, когда это имело значение» - это про то, что травмирующий опыт должен отлежаться, и касается ли это взрослого или ребенка, он сам созреет для разговора об этом опыте, спешка в данном вопросе только помешает.
Чем еще эти правила могут быть полезны для нас? Существует миф о том, что человек в одиночку может все. Но ведь часто человек даже говорит для того, чтобы узнать, что он хотел сказать. Не Я знаю и говорю. А Я говорю и узнаю, что я хотел сказать. Другой человек или хотя бы переходный объект (что-то, с чем можно манипулировать: игрушка, пластилин, краски и т.д.) чрезвычайно важен для процесса символизации.
Для интеграции опыта также важна ситуация безопасности. Если к Вам пришел с проблемой ребенок, друг, кто-то еще - ключевые правила: не сужу, не выговариваю, принимаю, не использую человека для личного удовольствия.
В этой заметке постарался через материалы Рене и собственные размышления внести ясность для себя – пишу и понимаю, что хотел написать. Буду рад, если они окажутся полезными и для вас, коллеги.
Репортаж подготовил Дамир Каримов.
Фотоотчет о мероприятии можно найти по ссылке.
Назад к списку репортажей.