• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

20
Апрель

По следам Руссийона - волшебство общения

20-21 сентября мне посчастливилось быть на лекции мастера психоанализа из Франции Рене Руссийона.  Лекции проходили в рамках Магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование». 

Жанр этого текста затрудняюсь определить – это не репортаж, не эссе, не конспект.  Пишу, скорее,  для себя, чтобы осмыслить, переварить, уложить, систематизировать  хотя бы часть того пласта информации, который передал нам Рене.  

Искусство психоаналитика начинается с умения слушать.  Каждому  чрезвычайно важно иметь человека, который готов его выслушать. Eще лучше, чтобы он мог выслушать и понять. Но даже просто слушание без понимания, и, что чрезвычайно важно, без предложения решений, без высказывания суждений обладает терапевтическим эффектом.

Слушание – основа психоанализа.  Кроме того, это и основа хорошего материнства, отцовства. Трудно переоценить роль слушания в консалтинге, коучинге, продажах. Оно чрезвычайно важно в дружеских отношениях.  Но вспомним себя: как трудно просто дать человеку выговориться! Хочется взять на себя роль опытного, знающего, сильного, хочется подсказать, высказать свое мнение, дать совет, которого часто даже не просили.

А ведь на самом деле  у кого вопрос - у того и ответ. Наш опыт зачастую не применим в ситуации другого человека, и только он знает, что  лучше для него. Роль консультанта, коуча, родителя, друга сводится к тому, чтобы помочь человеку разглядеть это решение в нем самом.

Что есть психопатология?  Психопатология –  это когда жизнь перестает быть эффективной, приносит страдание, а оно, в свою очередь, инвалидизирует. Люди думают, что для того, чтобы решить проблему, достаточно просто не думать о ней, отвлечься, например, влюбиться или просто заняться сексом. Увы, такие решения могут, в лучшем случае,  лишь временно облегчить симптомы. 

Природа психопатологии в том, что нашей психикой не был переварен (или, говоря научным языком, интегрирован) прошлый травмирующий опыт. 

Одна из задач нашей психики объяснять мир непротиворечиво,  т.е. складывать в целостную картинку – эту картинку и видит наше сознание. Психика постоянно дополняет ее различными событиями, стараясь не нарушить целостности. Травмирующей является ситуация, которую психика не может переварить,  вписать в картину, не нарушая ее, и поэтому она как бы удаляет такой опыт из общей картины, превращая в  «черное» пятно, которые сознание, в свою очередь, игнорирует.  А со временем эти «черные пятна» превращаются в «черные дыры». (Вы же помните, что черная дыра все притягивает к себе!) И эти «черные дыры» искривляют нашу картину мира, но мы не замечаем этого.  То есть мы живем, глядя в кривое зеркало, и думаем, что видим мир правильно, а остальные - нет.   И если таких «черных дыр» много, или какая-то из них очень глубока, наша картина мира мешает нам нормально функционировать.

Задача психоаналитика – помочь человеку увидеть эти «черные дыры» и осознать их, найти причины и переварить, интегрировать их в общую картину, восстановив адекватное восприятие мира.

Какие факторы имеют значение при формировании «черных дыр»?

1)    Природа опыта:  это может быть расставание, потеря, горе, а порой и успех  и многое другое.

2)    Уровень зрелости личности.  Что травмирует одного, то может не травмировать другого. Имеют значение возраст, прошлый опыт,  особенности нервной системы и так далее.

3)    Контекст, в котором разворачиваются события:  человек в ситуации один или с кем-то, как относятся окружающие к тому, что произошло.  Например, ребенок описался, и можно сделать из это трагедию с наказанием, а можно сказать, что все в порядке, с кем не бывает.  Ну и так далее.

4)    Возможность переиграть ситуацию.  Это очень важно. Через  проигрывание ситуации ребенок переваривает, интегрирует опыт. Он может стать активным игроком  (например,  врач сделал ему укол, а потом ребенок играет во врача с братом или игрушкой).

Важно понимать, особенно для родителей, что даже тяжелый с точки зрения взрослого опыт может  не нанести травмы ребенку, если у него будет возможность переварить, интегрировать, символизировать его. Переваривание происходит через игру, через обсуждение, через творчество и  так далее. Самый лучший помощник в этом – это слушающая и слышащая мама, которая принимает своего ребенка.

Процесс символизации – это построение картины мира через образы. И она складывается из всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем - первичной  психической материи, из которой дальше наш мозг создает образ воспринимаемой нами реальности.

Через  символизацию и происходит интеграция. То есть если мы что-то можем объяснить, значит это существует для нашего сознания и уже не является для нас «черной дырой».

Разберем основные правила символизации:

1)    Нельзя символизировать сразу все.

2)    Нельзя символизировать немедленно  - символизация происходит в ситуации безопасности.

3)    Нельзя символизировать в одиночку. Принцип «все или ничего» препятствует символизации. Рене сказал сумасшедшую фразу: «Время, когда нечто произошло, не было временем, когда это имело значение» - это про то, что травмирующий опыт должен отлежаться, и касается ли это взрослого или ребенка, он сам созреет для разговора об этом опыте, спешка в данном вопросе только помешает.

Чем еще эти правила могут быть полезны для нас?  Существует миф о том, что человек в одиночку может все. Но ведь часто человек даже говорит для того, чтобы узнать, что он хотел сказать.  Не Я знаю и говорю. А Я говорю и узнаю, что я хотел сказать. Другой человек или хотя бы переходный объект  (что-то, с чем можно манипулировать: игрушка, пластилин, краски и т.д.) чрезвычайно важен для процесса символизации.

Для интеграции опыта также важна ситуация безопасности. Если к Вам пришел с проблемой ребенок, друг, кто-то еще - ключевые правила:  не сужу, не выговариваю, принимаю, не использую человека для личного удовольствия.

В этой заметке постарался через материалы Рене и собственные размышления внести ясность для себя – пишу и понимаю, что хотел написать. Буду рад,  если они окажутся полезными и для вас, коллеги. 

Репортаж подготовил Дамир Каримов.
Фотоотчет о мероприятии можно найти по ссылке.

Назад к списку репортажей.