Факультет психологии

Что общего у экспериментальной психологии и поведенческой экономики?

24 февраля 2011
В четверг, 24 февраля 2011 года в рамках курса лекций «Экспериментальная психология» состоялась открытая лекция доцента МИЭФ НИУ-ВШЭ, заведующего Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики Алексея Владимировича Белянина; (отчет, видео, фото)

В своей лекции А.В. Белянин  рассказывал о новой, чрезвычайно бурно развивающейся области исследований на стыке психологии и экономики – экспериментальной и поведенческой экономике. Она представляет собой не что иное, как изучение реального поведения реального человека при принятии ежедневных экономических решений. Это изучение направлено в конечном счете на проверку экономических моделей. Удивительно, но сама идея исследовать реальное экономическое поведение человека экспериментальным методом закрепилась в экономике совсем недавно: отдельные работы стали появляться примерно 50 лет назад, а «мейнстримом» данное направление стало в последние 20 лет. Немалая заслуга в этом принадлежит нашим психологам, которые в 70-х годах прошлого века с помощью нехитрых психологических опытов показали, что абстрактные модели «идеального решателя», который точно воспринимает и запоминает все условия исходной задачи, лишен эмоций и стремится к максимизации прибыли, не всегда работают в реальных условиях. За эти революционные работы наши коллеги-психологи были удостоены двух Нобелевских премий. Одна была присуждена ГербертуСаймону (1978), вторая – Дэниелу Канеману (2002). К сожалению, коллега Канемана, Амос Тверски, внесший равный в ним вклад в становление поведенческой экономики, не дожил до присуждения этой престижной награды. Вклад психологов в новый виток развития экономической науки – это возвращение своеобразного «интеллектуального долга» экономистам: в свое время экономические модели серьезным образом повлияли на развитие формальных теорий мотивации, восприятия и внимания.

Основная часть лекции была посвящена особенностям самого экономического эксперимента. Несомненно, сходства между психологическими экспериментами и экономическими весьма заметны.  Психологи и экономисты предъявляют похожие требования к экспериментальным ситуациям и отбору испытуемых. Экономисты сталкиваются и с похожими проблемами: проблемой мотивации испытуемых и колебаниями их внимания, предвзятости экспериментаторов и нежелательных социально-психологических эффектов, проблемами неэквивалентных групп и эффектов последовательности. Ясно осознавая эти проблемы, экономисты серьезно подходят и к проблемам валидности экспериментов и контроля артефактов. Между тем А.В. Белянин указал и на ряд особенностей, отличающих экономический эксперимент от психологического. Главной такой особенностью является обязательное использование реальной денежной стимуляции, в то время как психологи часто прибегают совсем к другим способам мотивации испытуемых. Экономисты считают, что реалистичное экономическое поведение можно наблюдать только в условиях действия настоящих экономических стимулов, а не воображаемых!

В заключении лекции А.В. Белянин привел целый ряд примеров «экономических игр» - экспериментов, изучавших  поведение людей в ситуациях экономического взаимодействия с другими игроками, когда от действий одного зависит, как выигрыши и наказания распределятся среди остальных участников. «Красной нитью» через все примеры проходила идея о том, что поведение реальных людей в подобных играх отклоняется от предсказаний идеальных экономических моделей.

И.С. Уточкин