• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Telling Stories — 2023: в Вышке состоялся фестиваль факультета креативных индустрий

27 и 28 мая в Высшей школе экономики на Покровском бульваре прошел фестиваль Telling Stories. Праздник, придуманный шесть лет назад на факультете креативных индустрий ВШЭ, стабильно собирает на своих площадках ведущих экспертов из сферы новых медиа, цифровой индустрии, кино, маркетинга и коммуникаций, искусства, дизайна и моды. В программу Telling Stories в этом году вошли металекции, интервью, перформансы, мастер-классы, показы и дискуссии на актуальные для креативного сообщества темы.

Креативность и искусственный интеллект

«Мир меняется, и то, что происходит, не до конца понятно. С одной стороны, креативность — врожденное качество человека. С другой стороны, по-настоящему креативных людей крайне мало. Пресловутый искусственный интеллект или то, что под ним понимается, — спорная и любопытная вещь. Подавляющее число студентов сами себе искусственный интеллект. То, что они делают, — компиляция знаний и больше ничего. Но ведь если взять импрессионистов, то после первых клодов моне все остальные тоже подражатели. Креативность первого класса — вещь уникальная, и методом перебора и складывания того, что происходит, ее не достичь» — такими словами открыл первую сессию Андрей Быстрицкий, декан факультета креативных индустрий (ФКИ) ВШЭ. В дискуссии на тему природы креативности и того, сможет ли ИИ когда-нибудь создать собственный оригинальный продукт, приняли участие футуролог, сооснователь венчурного фонда Orbita Capital Partners, представитель Singularity University Евгений Кузнецов, куратор бакалаврского профиля «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Илья Лепешкин, драматург, сценарист и журналист Валерий Печейкин, основатель и генеральный директор компании Sistemma Сергей Зубарев и управляющий директор, руководитель Управления по развитию креативных технологий Сбера Евгений Домников.

Атриум корпуса был отдан под выставочные проекты студентов различных подразделений ФКИ ВШЭ. Пространство поделили между собой харизматичные предметы коллекционного и ювелирного дизайна “Design Futures. Synesthesi” авторства выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ, работы «Лаборатории плаката», слоганы к которым придумал ИИ, и проекты лауреатов Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор», организованного Школой коммуникаций НИУ ВШЭ. «Этот конкурс для учащихся 10–11-х классов и студентов реализуется студенческой дирекцией Школы коммуникаций ВШЭ, — рассказала Ольга Афанасьева, заместитель декана по работе с абитуриентами ФКИ ВШЭ, заместитель руководителя Школы коммуникаций. — Его уникальность в том, что здесь ребята пробуют силы в рекламе, предлагают идеи по решению актуальных социальных проблем и одновременно знакомятся с Вышкой. Авторы работ, вошедших в шорт-лист, вместе со студентами и преподавателями ВШЭ, известными арт-директорами и режиссерами рекламных проектов едут на три дня в учебный центр Высшей школы экономики “Вороново”. Там конкурсанты защищают свои проектные работы и, погружаясь в атмосферу креатива, утверждаются в своем будущем образовательном и профессиональном пути. Тема конкурса — тема Года России, и она каждый раз разная. В этом году она звучала как “Учитель, наставник, школа”. И конечно, когда мы объявляли эту тему, у нас были сомнения, смогут ли ребята, особенно школьники, с ней справиться в рамках номинаций конкурса “Рекламное видео”, “Ключевой рекламный образ”, “Стикерпак для Telegram”, “Мемы”. Но, как показала итоговая защита, ребята справились блестяще».

Анастасия Яковенко

Анастасию Яковенко, студентку Школы дизайна, пригласили принять участие в фестивале Telling Stories после того, как ее работы были представлены на “Design Futures. Synesthesi”, состоявшейся в ШД НИУ ВШЭ. «Идея сделать сумку-конструктор — ГЭБ means БЭГ — появилась в тот момент, когда я не смогла найти сумку для себя в интернете. Тогда я решила сделать сумку, которую можно собрать под себя. Внутренняя фетровая часть, ручка, картхолдер, аксессуары — все это можно подобрать или заменить, когда надоест».

Визуальные искусства

Анзор Канкулов и Ян Югай

Руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ Анзор Канкулов провел открытое интервью с фешен-фотографом Яном Югаем, который пришел в фотографию из живописи и, по его признанию, до сих пор не определился, кто он — художник или фотограф. Ян рассказал о самых значимых для него проектах, тенденциях в визуальных практиках, технологических решениях и возможностях, которые появились с уходом глянцевых журналов. 

«Фестиваль Telling Stories был задуман как разговор на тему тех тенденций в сфере искусства, дизайна, медиа, которые определяют развитие креативных сфер, — говорит Анзор Канкулов. — Поэтому будущее — это стратегическая тема фестиваля, он всегда так или иначе об этом». В этот раз в программе было много событий, посвященных искусственному интеллекту и вообще технологическим тенденциям, которые влияют на креативные сферы, отметил он. «Конечно, для меня главное событие — это показ студентов направления “Мода”. В этом году наш показ называется The Ark Show — для меня это о том, что все мы в одной лодке, и хорошо бы она оказалась ковчегом», — добавил Анзор Канкулов.

Гости фестиваля увидели и перформанс “ЯМиф”, подготовленный кураторами и студентами направления «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна при поддержке национального открытого чемпионата творческих компетенций Art Masters и медиагруппы «Красный квадрат». Завершился первый день фешен-показом The Ark Show — грандиозной совместной работой студентов третьего курса Школы дизайна, над которой полтора месяца работали порядка ста человек.

Екатерина Павелко

«У нас в Школе дизайна учится много невероятно талантливых людей со всей страны, которые поняли, что их призвание — мода. У них очень много творческой энергии, мы помогаем им развивать и воплощать их идеи масштабно, — подчеркнула Екатерина Павелко, руководитель бакалаврской программы «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ. — Для нас работа с показом — очень важная учебная история (современный дизайнер должен уметь предельно четко и эффектно донести свою идею), но не только». Показ этого года — совместный проект студентов третьего курса Школы дизайна под общей темой «Ковчег», рассказала Екатерина Павелко. «Ребята работали над ним несколько месяцев. Они очень глубоко восприняли тему, придумали слоган “We’re all in the same boat”, сделали свои коллекции на эту тему, собрали образы общей коллекции (в ней представлены порядка 60 луков студентов-третьекурсников), придумывали идею шоу, проводили кастинг и т.д. Мне кажется, все получилось очень здорово», — заключила она.

Личный бренд в современном мире

Анна Подпрятова, Екатерина Минкевич и Андрей Лавров

В Большом зале Центра культур ВШЭ шла своя программа. Второй день фестиваля начался с двойного интервью «Личный бренд: взгляд пиарщика vs маркетолога», в котором приняли участие директор Центра бренд-медиа, старший директор по коммуникациям Андрей Лавров и основатель агентства Influence You Екатерина Минкевич. Вместе с модератором интервью, директором по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Анной Подпрятовой, спикеры разбирались в том, что такое личный бренд, из чего он состоит, как его строить, перестраивать и, главное, кому и зачем это нужно. «С точки зрения термина “личный бренд” мелькают самые разные понятия, среди которых “репутация”, “имидж”, “идентичность”, “ценность”. Так вот, с точки зрения понимания термина давайте договоримся о том, что же такое личный бренд. На мой взгляд, это совокупность эмоциональных впечатлений о вас среди вашей целевой аудитории, которая выражается в каком-то действии. Условно это ответ на вопрос, почему вас выбирают», — предложила свою трактовку популярного явления Анна Подпрятова. В ходе дискуссии спикеры рассказали о своем опыте, поделились кейсами и в том числе обсудили возможность личного ребрендинга. «Между тем, как ты понял, что с твоим личным брендом что-то пошло не так, и ребрендингом нужна хорошая пауза. Люди очень боятся тишины. Я знаю большое количество примеров в политике, в бизнесе, когда люди с этим тянут, потому что боятся пропасть из поля, — поделился своими наблюдениями Андрей Лавров. — Но если ты видишь, что твой логотип не работает, и собираешься запустить другой логотип, тебе точно не нужно расклеивать везде старый. Искусство вовремя помолчать и вовремя уйти из эфира — важнейшее из искусств при построении личного бренда, как бы парадоксально это ни звучало. И это залог успешного ребрендинга».

Будущее музыки и человечества

В атриуме корпуса на Покровке музыканты, продюсеры и звукорежиссеры рассуждали о будущем музыки, а писатели, футурологи и философы — о будущем человечества, которое постепенно переселяется в метавселенные. Учащиеся Института кино Вышки подготовили перформанс-размышление «Форма. 90.180.360». Речь здесь идет о том, как сочетаются жесткая геометрически выверенная форма окружающего пространства и живое пластичное тело человека.

В Центре культур была организована площадка «Telling Stories.Карьера». Студенты смогли напрямую пообщаться с HR-специалистами ведущих компаний-работодателей — МИА «Россия сегодня», телеканала Russia Today, телерадиокомпании «МИР», группы компаний ГПМ КИТ, social&digital-агентства JAMI, мультимедийной онлайн-платформы KION, платформы HH.ru, — а также пройти собеседования и обсудить свои резюме. Телекомпания «МИР», которая выступила информационным спонсором фестиваля, даже развернула мобильную телестудию, где каждый желающий смог попробовать себя в роли телеведущего. Гости площадки получили уникальный опыт работы в кадре и, самое главное, контакты для будущей практики и работы.

В формате металекций перед гостями Telling Stories выступили архитекторы, драматурги, режиссеры, сценаристы и другие эксперты сферы креативных индустрий, где давно и активно сотрудничают с ИИ. В Малом зале Центра культур говорили о предстоящей революции в цифровой рекламе, звуковых пространствах брендов, создании брендов будущего и виртуальных миров. Завершился фестиваль показом анимационных фильмов, снятых студентами Школы дизайна, и лекцией искусствоведа Александры Даниловой о граффити как феномене Big Data.

Вам также может быть интересно:

Творчество как сектор экономики

Креативные индустрии — быстрорастущий, разнородный и инвестиционно привлекательный сектор российской экономики. Это показали результаты исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с НИУ ВШЭ, Росстатом, ReksoftConsulting и Бюро K22. Презентация работы прошла в ТАСС.

Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику

В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.

Секрет креативности: что нужно для развития индустрии

Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».

Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае

Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».

«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»

Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.

CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра

17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.

В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.

Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу

Творческая самореализация становится одним из самых значимых аспектов жизни молодых людей. Они используют свои креативные способности везде и во всем и едут туда, где созданы для этого наилучшие условия. Специалисты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ впервые провели диагностику культурно-творческого потенциала муниципальных образований и разработали индекс на ее основе.

ИСИЭЗ ВШЭ представил Рейтинг креативных регионов России

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал Рейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.

Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы

Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.