«Выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и “Яндекса” будут востребованы на горизонте многих лет»
Вышка открывает набор на совместную с “Яндексом” онлайн-магистратуру «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом». Студенты будут изучать автоматизацию маркетинга, машинное обучение и ИИ, управление проектами и другие предметы. Академический руководитель онлайн-магистратуры, доцент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ Александр Тараканов, и академический руководитель со стороны “Яндекса”, эксперт в сфере маркетинговых образовательных технологий Дмитрий Еременко, рассказали, какие задачи ИИ помогает решать бизнесу и какие специалисты потребуются рынку в будущем.
— Искусственный интеллект сейчас невероятно востребован — и как направление, и как навык. Какие задачи решает ИИ в маркетинге и управлении продуктом?
— Искусственный интеллект помогает обрабатывать и анализировать большие объемы данных, автоматизировать рутинные задачи и предоставлять глубокие знания о пользователях и продуктах. Пожалуй, наиболее известное применение ИИ в маркетинге и управлении продуктом — рекомендательные системы и персонализация контента в диапазоне от музыкальных треков и подкастов до сериалов и образовательных курсов.
Александр Тараканов
Среди сильных сторон ИИ — оптимизация рекламных кампаний, предиктивная аналитика, автоматизация клиентской поддержки, разработка и тестирование продуктов, а также генерация текстов, изображений, музыки и видео.
— Какие компании уже используют ИИ в своей работе? Можете рассказать о кейсах в России и мире?
— Пожалуй, все крупные компании уже используют ИИ в работе, ведь он позволяет оптимизировать самые разные бизнес-процессы. На российском рынке ИИ успешно применяется в образовании, рекламе, электронной коммерции и других секторах. Во многих банках ИИ-технологии используются, чтобы рекомендовать клиентам услуги, в частности кредиты.
Дмитрий Еременко
В «Яндексе» ИИ применяют большинство сервисов и направлений: «Поиск», «Алиса», «Образование», «Реклама», «Беспилотные автомобили», «Маркет», «Кинопоиск», «Музыка» и т. д. В «Алису» интегрировали генеративную модель YandexGPT, в браузере появился режим «Нейро», генерация креативов и текстов объявлений для рекламы в «Директе» происходит с помощью нейросетей, «Маркет» использует рекомендательную систему для подбора наиболее релевантных товаров, а «Музыка» и «Кинопоиск» — для персонализированного контента.
— Почему это направление актуально? Не потеряет ли оно востребованность в будущем?
— Навыки работы с искусственным интеллектом точно останутся востребованы, потому что данных становится все больше, а обрабатывать их удобнее и быстрее с помощью ИИ. Кроме того, улучшение «железа» и рост вычислительных мощностей позволит эффективнее обучать модели и делать их доступными более широкому кругу пользователей. Наконец, автоматизация рутинных задач позволит более эффективно использовать человеческий ресурс для креативных и стратегических задач.
Наша магистратура — это междисциплинарная программа, выпускники которой будут разбираться в продукте, понимать пути технической реализации продуктовых решений, а также смогут применять ИИ для оптимизации работы.
— Кому будет интересна программа?
— Магистратура открыта для всех желающих: мы будем рады специалистам как с техническим бэкграундом, так и с гуманитарным, без технического опыта. Первые смогут развить имеющиеся навыки и начать разбираться в сфере маркетинга и управления продуктом, вторые — погрузиться в тему ИИ и научиться применять его на практике.
В магистратуре предусмотрена индивидуальная траектория обучения: можно выбирать дополнительные курсы, самостоятельно формировать расписание и интенсивность обучения.
Вступительное тестирование состоит из двух частей: блок по компьютерным наукам и блок по маркетингу и управлению продуктом. Пройдя тестирование, абитуриенты смогут освоить программу магистратуры. Само обучение длится два года, а занятия начнутся 1 сентября.
— В чем преимущества этой программы по сравнению с другими программами в digital-сфере?
— Во-первых, наша программа полностью онлайн, поэтому можно учиться из любой точки мира и подстроить график обучения под себя: для студентов доступны записи занятий.
Во-вторых, на программе преподают практики: маркетологи, специалисты по управлению продуктом и специалисты по машинному обучению.
В-третьих, это междисциплинарная программа, что расширяет возможности для последующего трудоустройства.
Выпускники смогут работать в крупных IT-компаниях. К примеру, предусмотрены стажировки в «Яндексе» с возможным последующим трудоустройством.
— Как вы думаете, как дальше будет развиваться применение ИИ в целом и в этих направлениях в частности?
— В индустрии есть явный тренд на автоматизацию при помощи ИИ. Это затрагивает как автоматизацию бизнес-процессов, так и генерацию контента. Скорее всего, в ближайшие годы этот тренд сохранится. Соответственно, будут востребованы специалисты, которые понимают ограничения и возможности ИИ и могут применять эти инструменты для решения продуктовых задач.
— Технологии стремительно меняются. Почему знания и навыки, полученные на программе, будут актуальны и в будущем?
— Междисциплинарность программы позволит выпускникам адаптироваться к будущим изменениям в IT. За счет широкого набора компетенций можно переключаться между продуктовыми задачами и задачами разработки алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта.
Материалы разработали эксперты «Яндекса» и факультета компьютерных наук, которые следят за технологиями и новыми трендами в IT и маркетинге. Это гарантирует, что программа долго не устареет, а выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и «Яндекса» будут востребованы на горизонте многих лет.
Узнать подробнее о программе и познакомиться с преподавателями можно на сайте онлайн-магистратуры.
Вам также может быть интересно:
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.