Знать, чтобы предупредить: проект по медиации семейных отношений подводит итоги
Завершился первый сезон совместной просветительской инициативы Вышки и Московского городского отделения Российского общества «Знание» — открытого лектория «Медиация — благополучие ребенка в семье и школе». С 17 августа по 30 ноября в проекте приняли участие более 1500 слушателей, проведено 58 публичных открытых мероприятий — лекций, мастер-классов, практических занятий, публичных дискуссий.
Проект был инициирован с целью популяризация медиации как уникального инструмента, позволяющего эффективно и экологично предупреждать и разрешать конфликты с участием детей.
Медиация — особая форма посредничества, не предполагающая вынесения третьей стороной решения по спору. Это добровольный процесс с участием беспристрастной и независимой стороны (медиатора), задачей которого является помощь сторонам в урегулировании конфликта и достижении соглашения. Семейная медиация — это блок вопросов по примирению сторон в семейных спорах, в том числе по благополучию детей.
Как оказалось, далеко не все знают, что службы медиации созданы в каждом округе Москвы и оказывают бесплатную помощь на основе принципов добровольности и конфиденциальности.
Внутри тематики семейной медиации существует много интересных тем, однако самыми востребованными в проекте стали:
как использовать медиативные технологии в повседневной жизни, в том числе восстановительный подход для выстраивания бережной коммуникации с трудными подростками;
в чем состоит природа конфликтов, методы их разрешения, подходы к созданию гармоничной и безопасной образовательной среды;
как формировать благополучную атмосферу в семье;
как и где получить бесплатную профессиональную медиативную помощь в Москве.
В качестве спикеров были привлечены ведущие специалисты по этой проблематике, имеющие практический опыт. Среди них:
Анатолий Козлов, педагог-психолог, медиатор, лектор Российского общества «Знание», эксперт Центра медиации и социально-правовой помощи (филиал ГБУ Москвы «Центр “Содействие”»);
Нина Волонтэй, международный семейный медиатор и семейный психолог, медиатор в специализированной сфере Центра медиации и социально-правовой помощи (филиал ГБУ Москвы «Центр “Содействие”»);
Антон Коновалов, ведущий восстановительных программ, член Экспертного совета по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях при Минпросвещения России;
Ирина Бушмелева, сертифицированный международный семейный медиатор, тренер и супервизор медиаторов, психолог, президент Национальной ассоциации семейных медиаторов;
Валерий Шульгинов, кандидат филологических наук, конфликтолог, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Высшей школы экономики;
Алексей Покровский, медиатор в специализированной сфере ГБУ Москвы «Мой семейный центр “Диалог”», ведущий преподаватель Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России);
Елена Женодарова, педагог-психолог высшей категории, медиатор, член Всероссийской ассоциации восстановительной медиации;
Ирина Соломахина, ведущий школы приемных родителей, супервизор в специализированной сфере медиации Центра медиации и социально-правовой помощи (филиал ГБУ Москвы «Центр “Содействие”»);
Елена Колотильщикова, сертифицированный семейный медиатор College of Mediators UK, психолог-стрессолог, почетный адвокат России, преподаватель юридического факультета ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», основатель АНО «Центр правовой помощи и медиации “СТРИКС”»;
Ольга Ярославская, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве.
На открытии цикла лекций со вступительным словом выступил Андрей Кожанов, директор филиала Российского общества «Знание» в городе Москве, который особо отметил важность системной просветительской работы по вопросам медиации и ненасильственных способов разрешения конфликтов.
Одно из мероприятий проекта — «Обратная сторона конфликта: как уберечь ребенка» — было посвящено практическим приемам установления безопасного контакта с ребенком и пониманию его переживаний. В другой лекции — «Детская агрессия: почему и что делать?» — рассматривались проблемы деструктивного поведения, включая травлю, и пути оказания помощи детям и семьям.
«Тема детской агрессии неразрывно связана с ее последствиями, такими как буллинг. Поговорили о причинах этого распространенного явления и разобрались, какие существуют инструменты для помощи детям в сложных ситуациях», — отметила Ольга Ярославская, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, на публичной дискуссии в НИУ ВШЭ.
Первый сезон проекта «Медиация — благополучие ребенка в семье и школе» вызвал большой интерес у родителей, педагогов и специалистов, частью профессиональной деятельности которых является создание позитивного микроклимата в семье и образовательных учреждениях.
По окончании лектория работа по популяризации медиации не заканчивается. Рекомендованные экспертами материалы распространяются среди родителей и педагогов, участники лекций сформировали сообщество, в котором самостоятельно общаются друг с другом, обмениваются информацией и помогают каждому члену найти выход из трудных ситуаций конфликта.
Лекторий стал значимым событием в области популяризации медиации и продемонстрировал высокую востребованность информации о ненасильственных методах разрешения конфликтов.
Проект по семейной и школьной медиации будет реализовываться на площадке НИУ ВШЭ и в 2025 году. Идет подготовка нового тематического репертуара, расширение аудитории интересующихся медиацией, психологией и правом в области семейных отношений.
Принять участие в 2025 году можно по ссылке регистрации на сайте проекта.