У входа в Высшую школу экономики нашли дореволюционное мозаичное панно
Реконструкция на Мясницкой улице обнажила прежнюю Москву. Под снятым асфальтом открылись фрагменты улицы, являвшиеся ее частью сто и более лет назад. Одной из находок стала мозаика перед центральным подъездом дома № 18.
Центральный подъезд дома № 18 на Мясницкой улице |
Доходный дом Мишина с фасадом, обильно украшенным лепниной, появился здесь в 1903 году, о чем свидетельствуют цифры на центральном ризалите здания. Архитектором этого великолепия был Иван Барютин. Первоначально у дома было три входа, но проемы двух боковых подъездов были сильно изменены еще до 1930-х годов. А вот центральное парадное, как и подходы к нему, остались в прежней конфигурации.
Именно там, на тротуаре перед подъездом, и было найдено панно из керамической плитки. Оно располагается в перспективном портале размером 120х90 см и относится скорее всего ко времени постройки дома, т.е. к 1904-1905 гг., но не позднее 1910-х гг.
Композиция мозаики составлена из узкого бордюра с уголками, широкого бордюра без уголков, восьмигранных деталей и маленьких квадратиков, заполняющих пространство между ними. Вся плитка была с рельефной поверхностью, сейчас почти стершейся. Максимальная длина отдельной плитки — 16 см, минимальная — 6,5 см. На оборотной стороне восьмигранной детали в центре есть клеймо: квадрат с вдавленной литерой «R». Панно из плитки замыкает гранитная плита.
На Мясницкой панно выполнено из самой распространенной на тот момент метлахской плитки. При ее изготовлении используются различные тугоплавкие глины, которые проходят обжиг при очень высоких температурах. В современном мире ее можно сравнить с керамогранитом. Плитка может быть монохромной или с имитацией мозаики, как в нашем случае. При обжиге различные глины впекаются друг в друга на большую глубину, образуя практически вечный сплав, не подверженный ни механическим, ни температурным, ни химическим воздействиям. Это относится не только к прочности самой плитки, цвет рисунков также не портится от времени. Для Москвы и Санкт-Петербурга начала XX века декорирование предподъездной территории доходного дома плиткой — это весьма распространенное явление. Этот небольшой участок относится непосредственно к дому, являясь частной территорией, а сам тротуар — зоной общественной. Часто они не стыкуются, друг от друга их отделяет широкая гранитная плита. В Петербурге сохранность таких элементов оформления значительно лучше, чем в Москве.
Плитка, найденная возле дома № 18, обладает всеми характерными чертами этого периода, но, вместе с тем, отличается уникальными особенностями.
Реконструкция мозаичного панно, первоначально находящегося перед центральным подъездом дома № 18 на Мясницкой улице
Прежде всего, ее отличает своеобразный рисунок. Основным декоративным элементом всей мозаики, находящимся на восьмигранной детали, является композиция из стилизованных листьев водяной лилии. Мотив этого крупного листа, прекрасно отработанный импрессионистом Клодом Моне, был органично воспринят художниками модерна. Именно этот стиль определяет облик дома Мишина на Мясницкой. Но и на фасаде дома и в немногочисленных сохранившихся деталях интерьера — это сильный, развитый, почти кричащий модерн. На предподъездной мозаике черты модерна более деликатны, сдержанны. Узкий бордюр, повторяющийся в композиции мозаики четырежды, совсем прост. Другой, более широкий бордюр, наоборот весьма сложен — это крупная ветка с многочисленными листьями, объединенная меандром. Более упрощенный вариант меандра присутствует и на восьмигранных плитках, он идет по периметру в виде зубчиков. Подобный рисунок, как в его крупных частях, так и в совокупности, не типичен для метлахской плитки начала XX века, аналогов ему найти не удалось.
Фрагменты мозаичного панно, первоначально находящегося перед центральным подъездом дома № 18 на Мясницкой улице. Широкий бордюр с меандром
Цветовая гамма мозаики, составленная из четырех цветов, выдержанных в близких, от приглушенного белого до охристо-серого, тонах, также не характерна для этого периода.
В настоящее время большинство крупных производителей керамической плитки XIX — начала XX веков хорошо известны, а их клейма изучены. Но клеймо, имеющееся на плитке с Мясницкой улицы, в каталогах не встречается. С большой долей вероятности можно предположить, что буква «R» отсылает нас к ныне польскому, а на тот момент австрийскому, городу Радом. К началу XX века губернский город Радом стал большим промышленным центром, в нем было четыре завода по производству керамической плитки и изразцов. Только один из них, Marywil, имел выход на международный рынок. Продукция этого завода есть во многих городах России, Прибалтики, Украины и др. Но в его клейме, помимо буквы «R», означающей город Радом, присутствует и слово «Marywil» или хотя бы его заглавная буква «М». Остальные три производства плитки имели только местное распространение.
Фрагменты мозаичного панно, первоначально находящегося перед центральным подъездом дома № 18 на Мясницкой улице. Клеймо с обратной стороны восьмигранной плитки
Неопределенное клеймо, разнообразие конфигураций и другие особенности позволяют предположить, что этот заказ выполняло некрупное предприятие. Вполне возможно, что изготовлением этой плитки занималась одна из небольших кустарных мастерских польского города Радома. Для более точного определения необходимо тщательное исследование.
Реконструкция Москвы 1936-1937 гг. Справа дом № 18 по Мясницкой (тогда Кирова) улице. Источник: bdb-2000.livejournal.com |
Можно говорить о некоторой грубоватости этого мозаичного панно, технологических странностях, но нельзя не согласиться, что мастер был внимателен к таким, казалось бы, обыденным вещам, как тротуар под ногами. А фантазия, увлеченность художника придают этой мозаике трогательные черты индивидуальности и то очаровательное своеобразие, отличающее нашу Москву во все предыдущие времена.
Мозаика, сделанная до революции, скрылась под асфальтом уже при советской власти, в 1930-х годах. Возможно, именно момент погребения мозаики под асфальтом мы наблюдаем на известной фотографии «Замостить в течение 10 лет 10 млн. кв. метров». Хотелось бы, чтобы чудом явленное при нынешней реконструкции уникальное мозаичное панно было сохранено.
Огромная благодарность за консультации:
Михаилу Манаевскому, керамисту, скульптору, члену Московского союза художников;
Сергею Волчуку, художнику-керамисту Moshkoff Studios, автору исследования по метлахской плитке.
Анастасия Соловьева, искусствовед, историк Москвы
Вам также может быть интересно:
«Где история»: новый портал для профессионалов и любителей наследия, археологии и этнографии
Начал работу уникальный портал «Где история», создателем которого стала Мария Уколова, руководитель проекта лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ и лидер проекта «Археономика: экономика наследия». Она рассказала «Вышке.Главное» о том, для кого предназначен новый проект и какую информацию можно найти на его страницах.
Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы
Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.
«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»
В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.
«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»
С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.
Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?
100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.
Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями
Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.
Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье
Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.
«Арма», Гоголь-центр и сад Баумана: заработал аудиогид студентов ВШЭ по Басманному району Москвы
Аудиогид «Вокруг Вышки — Старая Басманная», созданный студентами департамента иностранных языков НИУ ВШЭ, знакомит нас с достопримечательностями одного из старейших городских районов, ведущего свою историю с XIV века. Аудиогид размещен на открытой онлайн-платформе и доступен на двух языках — русском и английском.
Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты
Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.
Реинкарнация периферии
В мегаполисах большинство горожан живут не в центре, а на периферийных территориях. Если мягко и тактично, с учетом опыта самих жителей трансформировать окраины столицы, она станет уютнее и удобнее. Вариант органичного обновления спальных районов Москвы предложен в статье журнала НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики».