Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование
Однако потенциал домохозяйств и бизнеса в нашей стране не используется в полной мере. Почему так происходит, обсудили участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступивший в роли модератора сессии, напомнил, что Россия занимает скромное место в мире по объему государственных вложений в образование. В лучшие времена мы тратили на образование 4 процента ВВП, сейчас этот показатель снизился до 3,5 процентов. Он ниже, чем у стран, с которыми Россия соревнуется, и, казалось бы, этот недостаток нужно компенсировать частными инвестициями.
Однако, если речь идет о вложениях в общее образование, возникает проблема социального равенства. Нельзя допустить даже малейшего расслоения в обществе, поэтому возможности привлечения средств семей ограничены, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Школа формирует человеческий потенциал страны на годы вперед, поэтому инвестировать в развитие общего образования должны не семьи, а бизнес. Но участие бизнеса в этом секторе для нашей страны пока не характерно.
На следующих уровнях образования ситуация другая — на 1 рубль, вложенный государством, семьи и предприятия вкладывают еще 1 рубль. Это хорошее соотношение, и его не следует качественно менять, убежден ректор ВШЭ. При этом бизнес, несмотря на явную заинтересованность, не платит за подготовку квалифицированных исполнителей — тех, кто работает руками.
В декабре 2016 года Высшая школа экономики проанализировала готовность населения инвестировать в социальную сферу. Результаты превзошли ожидания: 41 процент граждан заявили, что готовы вкладывать в образование от 5 до 15 процентов своего дохода (похожие показатели в США). В 2018 году доля таких граждан снизилась до 38%, при этом выросла доля тех, кто готов вкладывать в образование до 15 процентов своего дохода, то есть отказываться ради этого от многих других трат.
В дискуссии приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор ИТМО Владимир Васильев, рассказавшие о создании научно-технологических центров при своих университетах с участием бизнеса. Вице-президент ВЭБ Михаил Алашкевич предложил бизнесу инвестировать в образование при условии, что государство возвращает средства только в случае достижения понятных результатов (например, инвестор вкладывает деньги в школу, но получает их назад, только если в школе благодаря этому сократилось число неуспевающих учеников).
Помощник Президента России Андрей Фурсенко предположил, что нехватка денег в образовании не главная проблема, и порекомендовал вкладывать деньги не только в инфраструктуру и технологии, но и в знания, в человеческий капитал. Первый вице-президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников заявил, что его корпорация готова инвестировать в образование, но для этого нужны четкие государственные гарантии.
Завершая дискуссию, Ярослав Кузьминов отметил, что готовность инвестировать в образование высока и у граждан, и у бизнеса в том числе потому, что люди готовы отдавать свои ресурсы на важное дело. При этом, привлекая ресурсы, нужно говорить не только о деньгах, но и о содержательных изменениях в образовании, которые приведут, например, к резкому сокращению числа неуспешных выпускников школы (сейчас этот показатель — 28 процентов). Инвестировать нужно не просто в инновации, а в то, что востребовано, что точно будет способствовать повышению качества образования.
Вам также может быть интересно:
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.
Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования
В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».