«Дистанционное образование для вузов – это возможность прорваться в будущее»
Начала работу третья международная конференция eSTARS 2020, организованная ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. Впервые она проводится полностью в дистанционном формате. На пленарном заседании и первой сессии представители ведущих мировых университетов, их объединений и образовательных платформ рассказали о роли цифровизации в развитии высшей школы, о влиянии пандемии на учебный процесс и о новых подходах к организации взаимодействия преподавателей и студентов.
В своем приветствии участникам конференции министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что цифровизация экономики еще до пандемии поставила задачу цифровой трансформации университетов, научных центров и индустриальных партнеров. Уже зафиксирован общемировой тренд на получение образования в цифровой среде: онлайн-платформы показывают кратный рост. В начале пандемии ведущие вузы России предоставили бесплатный доступ к более 630 курсам по различным направлениям.
Как подчеркнул ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, Россия очень серьезно опережает остальной мир по развитию онлайн-обучения, и это можно объяснить нашими территориальными особенностями. В то же время для ряда российских вузов характерно серьезное сопротивление внедрению цифровых технологий. Слабые преподаватели, которым студенты уже сейчас предпочитают их «цифровых конкурентов» – преподавателей ведущих вузов, утверждают, что дистанционное образование не является качественным, и тем самым пытаются сохранить свои позиции.
По мнению Ярослава Кузьминова, дистанционное образование для вузов – это возможность прорваться в будущее, дать более качественное образование. Для студента вне зависимости от того, где он учится, возможности выбора становятся безграничными. Во все большем числе университетов массовые онлайн-курсы замещают стандартные лекции, и это объяснимо – на такие лекции обычно ходят лишь 15% студентов, а массовые онлайн-курсы посещают все, кто на них записался. Таким образом, освобождается время профессоров, которые после освоения онлайн-курсов студентами могут встречаться с теми из них, кого эти курсы заинтересовали.
Ректор сообщил о предстоящем запуске четырех новых магистерских онлайн-программ ВШЭ совместно с Coursera в дополнение к уже существующей – программе Master of Data Sciencе, реализуемой факультетом компьютерных наук. Генеральный директор Coursera Джефф Маджионкальда, в свою очередь, отметил, что такие университеты, как ВШЭ, идут в авангарде инноваций, и во всем мире нет другого университета, который сотрудничает с этой образовательной платформой столь активно.
По его мнению, пандемия придала серьезное ускорение цифровой трансформации образования. В условиях, когда почти 90% университетов по всему миру прекратили контактное обучение, Coursera запустила инициативу для поддержки дистанционного обучения в университетах, аналогичная инициатива была реализована для тех, кто потерял работу. Число слушателей Coursera значительно выросло, по всему миру ее курсы изучают 76 млн человек, в том числе 2 млн – в России. Налажено сотрудничество с правительственными организациями и индустриальными партнерами – более 2000 компаний по всему миру используют ее курсы, чтобы совершенствовать цифровые навыки сотрудников. «Студенты хотят получить навыки будущего, чтобы с их помощью получить работу будущего», – заявил Джефф Маджионкальда.
Проректор сети европейских университетов Римского университета Ла Сапиенца, президент Сети университетов столиц Европы (UNICA) Лучиано Сасо в своем выступлении сделал акцент на преимуществах онлайн-образования, которые стали очевидны в период пандемии. Прежде всего, это касается академической мобильности. Стало ясно, что профессор может не переезжать в другой университет, если ему нужно прочесть там краткий курс. Точно так же широкие возможности появились для общения студентов с профессорами по всему миру, для создания международных исследовательских групп. Лучиано Сасо продемонстрировал две фотографии анатомического театра в Генуе – до пандемии и после: на первой он выглядит так же, как несколько веков назад, на второй это современная аудитория с цифровым оснащением для трансляции действа.
На университетской сессии «Влияние COVID-19 на образование: вызовы и успешные практики» тезис итальянского профессора о новой академической мобильности продолжила его испанская коллега Кармела Калес-Бурдет, проректор по интернационализации Автономного университета Мадрида. Она предложила использовать термин «смешанная мобильность», которая в условиях развития цифровых технологий становится мобильностью для всех. Первые шаги для перехода к смешанной мобильности, сочетающей мобильность виртуальную и физическую, университеты Европы сделали еще до пандемии, причем восприняли ее с большим воодушевлением. Образовательный процесс в такой модели включает в себя и контактные часы, и обучение с помощью цифровых технологий, причем не только прослушивание лекций, но и командную работу.
«Благодаря цифровым технологиям удалось снять многие барьеры организации образовательного процесса, связанные с временем и пространством. Высшая школа экономики смогла привлечь замечательных коллег из разных университетов мира, сформировав институт «цифровых профессоров». Коллеги теперь ведут занятия в нашем университете, и это важный элемент повышения качества образования. Кроме того, у нас появилась возможность проведения учебных занятий онлайн для всех четырех кампусов в четырех российских городах в одно и то же время», – отметил проректор ВШЭ Сергей Рощин.
В своем докладе он также подчеркнул, что массовые онлайн-курсы, которые раньше казались главной инновацией, становится лишь одним из элементов системы дистанционного обучения. Эта система обязательно должна дополняться другими элементами онлайн-образования, связанными с непосредственным общением преподавателей и студентов. Возникает серьезный запрос на тьюторинг, который может существовать только в синхронном формате, на общение в режиме видеоконференцсвязи.
Этот тезис поддержал Сорин Кострейе, проректор по связям с общественностью Университета Бухареста. «Нам нужно сделать паузу и проанализировать: мы просто доносим до студентов информацию или нам нужен настоящий диалог, интерактив? Профессору необязательно быть гуру, гораздо более важно его умение общаться со студентами. Есть, конечно, такая проблема, как отключение камер студентами во время занятий, а ведь язык жестов, выражение лица – это тоже важная часть коммуникации. Так или иначе, мы теперь работаем в новой реальности, и нужно учиться адаптироваться к ней», – считает он.
Франциско Мармолехо, советник по образованию, Катарский фонд образования, науки и общественного развития, напомнил слова американского теоретика менеджмента Питера Друкера, произнесенные в 1997 году, о том, что университеты не выживут, если не изменят традиционный способ передачи знаний. И вот теперь этот способ изменился, причем очень быстро. Другой вопрос, что переход на новые технологии ограничен цифровым неравенством, и некоторые люди не могут учиться просто в силу отсутствия компьютера интернета. Поэтому главный вызов, который стоит перед образованием всего мира, - сократить неравенство, возникающее из-за дистанцирования. Нужно также искать новые способы вовлечения студентов, чтобы они не засыпали на занятиях, не переключались на онлайн-игры и на дружеские чаты.
Йи Рен, проректор Университета Южного Квинсленда (Австралия), сказал о необходимости создания экосистемы сопровождения студентов, обучающихся дистанционно. Например, нужна горячая линия поддержки с круглосуточным доступом с различных устройств. Нужно поддерживать и преподавателей – до пандемии многие из них вообще не имели опыта работы онлайн, и пришлось оперативно интегрировать новые технологии в образовательный процесс, научить профессоров вести занятия онлайн и записывать лекции в видеостудиях. Ронгхуа Хуанг, декан факультета образования Пекинского педагогического университета, предложил не устраивать длинные лекции, ограничиваясь роликами не более 15 минут, и вообще не перегружать студентов.