«Возвращение публичной политики неизбежно»
18 января на факультете прикладной политологии ВШЭ состоялся круглый стол «2012 год: российская политика и политические профессии», на котором эксперты обсудили перспективы политического развития России.
Открывая дискуссию, декан факультета прикладной политологии ВШЭ Андрей Мельвиль отметил, что рост политической активности населения, начавшийся в конце 2011 года, может позитивно сказаться на развитии в России политической науки и востребованности политических профессий — в условиях открытой политики спрос на качественную аналитику возрастет. По мнению А.Мельвиля, в связи с изменением политической ситуации перед политологами возникает ряд вопросов. Свидетельствуют ли митинги на Болотной площади и на Проспекте Сахарова в Москве о политическом пробуждении среднего класса? Насколько далеко готов зайти этот класс, который также называют креативным, в отстаивании своих интересов? Возможен ли диалог между властью и оппозицией, и если да — то в каком формате?
Председатель правления Центра политических технологий и профессор кафедры сравнительной политологии ВШЭ Борис Макаренко обратил внимание на существование двух точек зрения на текущую ситуацию. С одной стороны, власть делает вид, что радикальных изменений не происходит, с другой — лидеры оппозиции заявляют о глубоком политическом кризисе и необходимости проведения перевыборов в Государственную думу. Вместе с тем, обе картины не являются объективными. В действительности за кардинальные реформы выступает только 20-25% населения и легитимность действующей власти, хотя и подверглась эрозии, но до ее окончательного разрушения еще далеко.
Ближайший период политического развития будет трудным для власти. Рейтинг Владимира Путина снижается, а сложившийся в 2000-е годы социальный контракт между политической элитой и обществом больше не действует — невозможность влияния на власть и ее смены путем выборов начала вызывать в обществе раздражение. Уровень развития политической системы отстает от степени развития общества, а значит, перемены неизбежны. Как минимум, о чем уже было заявлено на высшем уровне, будет восстановлена выборность губернаторов и снижены барьеры для деятельности партий. Однако, по словам Бориса Макаренко, радикальных перемен ждать еще рано. Персоналистский режим, авторитарная инерция, недоверие к универсальным правилам — все эти факторы продолжат влиять на российскую политику и определять ход политической жизни в 2010-е годы.
Оксана Гаман-Голутвина, профессор ВШЭ и Московского государственного института международных отношений МИД России, президент Российской ассоциации политической науки, согласилась с Борисом Макаренко в том, что следующее президентство Владимира Путина, если оно состоится, будет очень сложным. Если в 2000-е годы в российском обществе существовал запрос на стабильность, то сейчас он сменяется требованиями политической либерализации, активизации региональной политики. Трудно предугадать, какова будет реакция элит на новую ситуацию — вполне вероятен раскол правящей группы на консерваторов и сторонников изменений. С другой стороны, о возможности такого раскола политологи предупреждали и раньше, но элита сохраняла свое единство на всем протяжении 2000-х годов.
Также выступивший на круглом столе научный руководитель факультета прикладной политологии ВШЭ Марк Урнов, отметил, что основной проблемой нынешней власти является постепенная и необратимая утрата популярности. При этом власть еще не осознает значение этой тенденции и продолжает вести себя так же, как и в 2000-е годы. Вместе с тем, снижение рейтинга Владимира Путина до 5-7% в течение следующих трех лет является реальной перспективой — и это способно окончательно пошатнуть «вертикаль власти». Оппозиции же необходимо усиливаться за счет мобилизации сторонников не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, а также среди сотрудников силовых структур и в бизнес-сообществе.
Альтернативный взгляд на политическое развитие России представил заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков. Он не согласился с тезисом о том, что Владимир Путин «надоел необратимо» и заявил о том, что действующий премьер-министр открыт для диалога. По словам Леонида Полякова, об этом свидетельствует недавняя публикация в газете «Известия», в которой Владимир Путин подчеркнул необходимость развития экономики и создания рабочих мест для 25 миллионов россиян с высшим образованием.
Продолжая дискуссию, декан факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Андрей Шутов констатировал, что четкой стратегии политического развития России сейчас нет ни у власти, ни у оппозиции, а препятствием для осуществления любых реформ является коррупционная удавка, «завязанная» вокруг каждого административного и экономического ресурса. Вместе с тем, если говорить о будущем политических профессий, то возвращение реальной политики в ближайшие годы неизбежно, а это значит, что спрос на политических аналитиков, консультантов и журналистов возрастет.
На то, что изменения в российской политике начались еще три-четыре года назад и что их можно было уловить, указал в своем выступлении профессор кафедры сравнительной политологии ВШЭ Михаил Ильин. По его мнению, в 1990-е годы российская политика была реактивной, а в 2000-е годы — имитационной, но эти периоды остались в прошлом, и успеха в 2010-е годы добьются те лидеры, которые предложат России проактивную политику.
Наконец, завершая круглый стол, заведующий отделением интегрированных коммуникаций ВШЭ Сергей Зверев обратил внимание на то, что политические проблемы современной России могут быть объяснены отсутствием традиции публичной политики. Политику как публичный процесс часто заменяли скрытые интриги внутри властных групп. Вместе с тем, последние события намечают новую тенденцию в российской политической жизни — можно ожидать, что вскоре она станет более открытой и конкурентной.
Игорь Томашов, аспирант кафедры сравнительной политологии ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Политическая реформа: назад в будущее?
Какие изменения необходимы российскому законодательству в рамках политической реформы? Каким должен быть новый Избирательный кодекс? Нужно ли менять Конституцию? Эти и другие вопросы обсуждались 1 февраля на очередном заседании научного семинара под руководством Евгения Ясина.
Урнов М.Ю. Эмоции в политическом поведении. М.: Аспект-Пресс, 2008
В книге излагается концепция эмоциональной атмосферы общества, основанная на идеях Г. Тарда и К. Левина и ориентированная на нужды политического анализа. Автор — декан факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ — подробно рассматривает агрессивную составляющая эмоциональной атмосферы. В работе предложен разработанный с опорой на теорию Ф. Робайе понятийный аппарат для исследования динамики агрессивности на социетальном уровне. Описываются два важных с политологической точки зрения типа фрустрационных процессов: токвилев и стрессовый. Анализируется зависимость между склонностью обществ к токвилеву или стрессовому процессу и развитостью в нем достижительного поведения.