• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нижегородская Вышка запускает программу ДПО в сфере интеллектуальной собственности и ИИ

Нижегородская Вышка запускает программу ДПО в сфере интеллектуальной собственности и ИИ

© Высшая школа экономики

Сегодня тема искусственного интеллекта выходит за пределы IT. Нейросети развиваются с огромной скоростью, и это порождает целый ряд правовых споров. Юристам необходимо обладать достаточной компетентностью в этой области. НИУ ВШЭ реагирует на запрос современности и запускает новую актуальную программу профессиональной переподготовки.

Программа «Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект: от теории к практике» открывается на факультете права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Этот онлайн-курс направлен на предоставление фундаментальных знаний и навыков в области правового регулирования сферы ИИ, которая пока остается для многих незнакомой. Благодаря взрывному развитию нейросетей связанные с ними правовые вопросы возникают все чаще, но многие юристы оказываются к ним не готовы.

Программа нижегородской Вышки будет полезна не только юристам и экспертам по интеллектуальной собственности, но и экономистам, менеджерам, маркетологам, IT-специалистам. Слушатели получат новую квалификацию для расширения своих компетенций и возможностей на рынке труда.

Обучение продолжительностью 510 часов (порядка пяти месяцев) будет проводиться полностью в онлайн-формате. Программа состоит не только из лекций, она также включает разбор ситуационных кейсов и судебной практики и практикум по составлению документов.

Суть программы заключается в анализе и практике применения законодательства. Основное внимание будет уделяться распоряжению правами в сфере интеллектуальной собственности и их защите, а также запретам, ограничениям и ответственности за нарушения. В учебном плане содержатся такие темы, как соавторство, товарный знак, патентное право, интеллектуальная собственность в маркетинге и рекламе, элементы ИИ в юридическом бизнесе, нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

По окончании обучения слушатели получат диплом о профессиональной переподготовке от НИУ ВШЭ — Москва, подтверждающий получение дополнительной квалификации «Эксперт в области интеллектуальной собственности и средств оценки и защиты».

В качестве бонуса предоставляется право бесплатного участия в семинарах, вебинарах и открытых дискуссиях факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, а также курс повышения квалификации на выбор.

Анастасия Логинова

Интеллектуальная собственность в настоящее время вызывает повышенный интерес, говорит заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Анастасия Логинова.

«Применение искусственного интеллекта во многих сферах жизни общества породило ряд дискуссионных правовых вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью: нужно ли менять прежнюю систему защиты интеллектуальной собственности для обеспечения полноценной охраны произведений и изобретений, создаваемых машиной; какие могут быть юридические последствия создания объектов интеллектуальной собственности искусственным интеллектом, должно ли законодательство предусматривать разницу между объектами, созданными ИИ, и объектами, созданными при помощи ИИ. Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете из курса», — рассказала она.

Наталья Удалова

Интеллектуальная собственность — это особый ресурс, значение которого сложно переоценить, подчеркивает преподаватель курса Наталья Удалова.

«Мы ежедневно соприкасаемся с самыми разными объектами интеллектуальной собственности: смотрим фильмы, слушаем музыку, читаем книги, работаем на компьютере и т.п. Но, как правило, воспринимаем их как обыденные явления. Вопросы, связанные со спецификой интеллектуальной собственности, особенностями ее правового регулирования, вызывают интерес, когда мы сами начинаем заниматься творческим трудом и становимся авторами, хотим реализовать проект, в рамках которого будут созданы объекты интеллектуальной собственности, планируем использовать интеллектуальную собственность в личных или коммерческих целях», — поясняет она.

При этом успех всех начинаний во многом предопределяется наличием знаний о том, что такое интеллектуальная собственность, какие права на нее возникают, как они могут быть реализованы и др.

Евгений Мамай

Актуальность программы «Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект: от теории к практике» определена тем, что современный мир пронизан цифровыми технологиями, многие из которых с каждым днем становятся все более совершенными и проникают во все новые сферы, говорит преподаватель курса Евгений Мамай. К числу современных сквозных цифровых технологий относятся искусственный интеллект (ИИ), системы распределенного реестра, большие данные (Big Data), технологии беспроводной связи, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, технологии управления свойствами биологических объектов и другие.

«Уже сейчас в сферу интеллектуальной собственности активно проникают сквозные цифровые технологии. Так, ИИ и нейросети создают аудио- и визуальные произведения, которые становятся предметом судебных споров. Технологии распределенного реестра открывают новые возможности для защиты интеллектуальных прав и доказывания авторства произведения. Технологии виртуальной и дополненной реальности используются в создании множества аудиовизуальных произведений», — отмечает Евгений Мамай.

Вам также может быть интересно:

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Основы клинического психоанализа: максимальный фокус на практику

Второй поток программы профессиональной переподготовки «Основы клинического психоанализа: практика и техника психотерапии» стартует уже в январе 2025 года, но пока все еще можно стать его слушателем. Академический руководитель программы, профессор, заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования департамента психологии НИУ ВШЭ Андрей Россохин рассказывает о перспективах для специалистов в области психологии и психоаналитической психотерапии, а также о том, кому и зачем нужно поступать на программу.

AI против AI: ученые создали нейросети для обнаружения сгенерированных вставок в текстах

Команда исследователей с участием Александра Ширнина из НИУ ВШЭ создала две модели для обнаружения в научных текстах частей, сгенерированных искусственным интеллектом. В системе AIpom соединены два типа моделей — декодер и энкодер. Система Papilusion подходит для распознания исправлений с помощью синонимов и кратких пересказов, сгенерированных нейросетью, в работе она использует модели одного типа — энкодеры. В перспективе подобные модели помогут в проверке оригинальности и достоверности научных публикаций. Статьи о системах Papilusion и AIpom опубликованы в цифровом архиве ACL Anthology.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.