• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT

Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT

© Высшая школа экономики

Этим летом студенты нескольких направлений подготовки НИУ ВШЭ — «Философия», «Медиакоммуникации», «Международные отношения» и «Востоковедение» — впервые использовали нейросеть в процессе написания дипломных и курсовых работ. Университет разрешил применять возможности YandexGPT, генеративной технологии Яндекса, для решения заранее определённого перечня задач, на которые обычно у студента уходит много времени. Она помогала собирать, анализировать и обобщать информацию, проверять текст на ошибки и править оформление, а также разбираться в сложных темах и структурировать ход размышлений.

Больше половины студентов, обратившихся к ИИ во время подготовки, получили высший балл. Это первый подобный опыт системной интеграции ИИ-технологии бигтеха в учебный процесс. НИУ ВШЭ считает эксперимент успешным и со следующего года увеличит число направлений, где можно будет использовать YandexGPT.

Евгений Соколов

«Очевидно, что генеративные модели используются повсеместно — в том числе и студентами при выполнении тех или иных заданий. Я уверен, что в части проектной и исследовательской работы стоит поощрять применение больших языковых моделей. Нам важно, чтобы студент получил успешный результат или создал новый продукт, и если инструменты ИИ помогли ему в этом, ускорили работу и повысили её качество, — мы только за. Поэтому мы в НИУ ВШЭ в целом разрешаем применять генеративные инструменты в дипломных работах, а также с радостью приняли участие в пилотном проекте с Яндексом», — комментирует Евгений Соколов, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ.

В рамках проекта студенты научились грамотно использовать генеративные технологии и смогли глубже погрузиться в исследования, сократив время на рутинные задачи и освободив на творческие. В своих работах студенты отмечали, где именно применяли нейросетевые инструменты, а на защитах подробнее рассказывали, для решения каких задач обращались к ИИ-помощнику и как проводили фактчекинг.

По результатам опросов, самой популярной функцией стал поиск ошибок и опечаток, на втором месте — суммаризация данных. Помимо этого, студенты использовали нейросеть для ведения дискуссии о различных аспектах работы, обращались к ней для генерации изображений и за помощью в оформлении. При этом студенты самостоятельно делали выводы в своих дипломных проектах. Качество выполненной работы и то, насколько глубоко студент погружён в тему, проверялись во время защиты перед комиссией.

Дарья Козлова

«Когда-то появление интернета ускорило поиск информации и изменило образовательный процесс. Подобные изменения мы наблюдаем сегодня — нейросети помогают студентам и преподавателям лучше ориентироваться в потоке информации. Наш совместный проект с Вышкой — шаг к осмысленному применению ИИ-технологий в учебном процессе. Этот опыт пригодится студентам в дальнейшей работе, где навыки использования ИИ-инструментов и критическое мышление становятся всё востребованней, вне зависимости от сферы. Наша задача — обеспечить условия и дать доступ к технологиям, которые создаются прямо сейчас», — поделилась Дарья Козлова, директор Яндекс Образования.

Помимо проведения исследований и успешной защиты дипломов, студенты получили представление о том, как в будущей профессиональной деятельности можно работать в тандеме с AI-ассистентами и инструментами.

Вам также может быть интересно:

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.