Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству

Наталия Колядина

Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.

Программу повышения квалификации «Мастерская по преподаванию» разработало Управление образовательных инноваций и специальных международных программ НИУ ВШЭ, которое более семи лет реализует внутриуниверситетский проект «Teach4HSE / Преподаем в Вышке». Это уже вторая программа по преподавательскому мастерству для внешних слушателей, первая завершилась в феврале этого года.

В рамках очной части программы занятия были посвящены таким темам, как педагогический дизайн, современные подходы к проектированию учебного курса, в том числе в смешанном формате, организация командной и групповой работы студентов, стратегии обучения в современном университете с позиции студента, формирующее и итоговое оценивание, ИИ в работе преподавателя.

Занятия провели директор по развитию преподавательского мастерства Андрей Дементьев, профессор Института образования Елена Чернобай, доцент Института образования Мария Лытаева, руководитель Центра образовательных технологий МИЭФ Наталия Колядина, доцент факультета социальных наук Милана Хачатурова, доцент Высшей школы бизнеса Ольга Зеленова, доцент факультета экономических наук Сергей Кузубов.

В рамках заочной части программы слушатели консультировались с преподавателями Вышки дистанционно и готовили обновленные версии своих учебных курсов. Защита итоговых работ состоялась онлайн, и каждый выпускник программы получил удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ.

Две команды

Обучение в мастерской прошла команда преподавателей Адыгейского государственного университета (АГУ). По инициативе ректора университета Дауда Мамия в Вышку были направлены восемь человек во главе с директором департамента образовательной политики АГУ, заведующей кафедрой философии и социологии Надеждой Ильиновой.

«В рамках программы “Приоритет-2030” в нашем университете стартовал проект “Педагогический драйв: академия будущего преподавателя”, участниками которого стали одиннадцать молодых коллег. Семь из них, представляющих разные научно-образовательные кластеры, повысили квалификацию в Высшей школе экономики. По итогам занятий в мастерской они усовершенствовали свое преподавательское мастерство и провели редизайн курсов, которые читают в паре с ведущими профессорами», — пояснила Надежда Ильинова.

Валерия Филатова, Елена Ларькина, Анна Гриценко, Оксана Черненко
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Еще одна команда представляла Владивостокский филиал Российской таможенной академии (РТА). В Вышке прошли обучение декан экономического факультета Елена Ларькина, старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела и управления Валерия Филатова и доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, ответственный за руководство и организацию работ на кафедре, Анна Гриценко. Инициатором командировки стала и.о. проректора-директора Владивостокского филиала РТА Валентина Шевкунова.

По итогам обучения все три члена команды выполнили проекты по редизайну своих учебных курсов. Елена Ларькина отметила, что имеет большой опыт преподавания таможенной статистики на разных факультетах филиала, так что ей было особенно интересно проводить редизайн курса с учетом особенностей студенческого контингента. В частности, были намечены планируемые результаты обучения в соответствии с таксономией Блума, подготовлена стратегия формирующего оценивания, определены формы и интенсивность обратной связи, предложены цифровые образовательные технологии, обеспечивающие обратную связь, разработаны виды формирующего контроля.

В числе принципиальных моментов, подлежавших переработке, она назвала разделение самостоятельной работы на онлайн- и офлайн-форматы, проведение формирующего контроля, методические подходы к организации групповой и командной учебной работы и другое.

О содержании программы

Слушатели высоко оценили содержание программы, отметив ее насыщенность, глубину и новизну.

«У меня достаточно серьезный опыт преподавательской деятельности, но очень немногое из того, что я услышала за две недели, мне было знакомо ранее. В какие-то моменты задумывалась: как же я могла продержаться на плаву столько лет, не зная таких ключевых вещей?» — делится Надежда Ильинова. По ее мнению, это касается не только теории педагогики и образовательных технологий, но и уникальных наработок Высшей школы экономики. Например, слушателей особенно заинтересовала тема инфляции оценок.

Жанна Бзадже (слева) и Надежда Ильинова (во втором ряду)
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Ассистент кафедры философии и социологии АГУ Жанна Бзадже рассказывает, что темой повышения качества преподавания заинтересовалась еще в студенческие годы и теперь, во время обучения в Вышке, ознакомилась с конкретными инструментами, которые можно сразу применить на практике. Особенно ее привлекла тема ИИ. «Это наше обозримое будущее. Без понимания новых технологий современный преподаватель не сможет быть успешным», — считает она.

Мастерскую по ИИ вел Сергей Кузубов, и одной из его фишек стала демонстрация примеров использования ИИ. Например, он показал, как с помощью ИИ реставрировал и «оживил» фотографию своей прапрабабушки, которая теперь произносит текст на видео, словно живой человек, и точно так же преподаватель философии может «оживить» изображение Шопенгауэра, чтобы заинтересовать студентов. На факультете экономических наук Сергей Кузубов преподает финансовый учет и отчетность, а технологии ИИ для учебного процесса освоил самостоятельно с нуля.

Сергей Кузубов
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Как любой преподаватель, я сталкиваюсь с огромным количеством рутинных задач — составлением учебных планов, программ дисциплин, конспектов лекций, презентаций, и во всем этом мне помогает искусственный интеллект. Также он помогает поддерживать обратную связь со студентами и проверять их работы вплоть до дипломных. Вручную проверять, соответствуют ли большие математические модели нужным параметрам, долго и сложно, а искусственный интеллект сразу выдает результат», — рассказал Сергей Кузубов.

О лекторах

Слушатели отметили высокий профессионализм лекторов, каждый из которых смог их увлечь своей темой.

«Лекторы работали на достижение общей цели и учитывали особенности аудитории. Сергей Анатольевич Кузубов на первом занятии по своей тематике поинтересовался, что нам известно об ИИ и какими инструментами мы уже владеем. Оказалось, что уровень у слушателей программы весьма разный — от начального до продвинутого, и он исходил из этого в дальнейшей работе», — отмечает Елена Ларькина.

Жанна Бзадже (в центре)
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Надежда Ильинова добавляет, что лекторы охотно делились со слушателями своими профессиональными наработками: «Мария Александровна Лытаева рассказывала о смешанном обучении, о дистанционных курсах, которые сама создала, о внедрении магистерской программы в Кабардино-Балкарском государственном университете и о других кейсах. Это очень интересный опыт, хотелось бы что-нибудь подобное разработать в будущем».

Вернувшись в свои университеты и защитив итоговую работу, слушатели намерены делиться с коллегами полученными знаниями о современных методах преподавания. Елена Ларькина уточнила, что во Владивостокском филиале РТА для повышения профессионального уровня ППС, научно-педагогического и учебно-вспомогательного персонала организована профессиональная подготовка работников. В рамках этой подготовки есть возможность ознакомить коллег с теми новыми методиками, новыми подходами к педагогическому редизайну учебных курсов, с которыми слушатели познакомились в Вышке. А в АГУ планируется запустить обсуждение наиболее актуальных вопросов преподавательской деятельности.

О мотивации и рефлексии

«На занятиях мы много говорили о мотивации студентов и о способах ее повышения. Но мотивация преподавателя не менее значима. То, что нас направили на повышение квалификации в Высшую школу экономики, ее сильно повышает. Молодым преподавателям важно видеть, что университет в нас заинтересован и возлагает на нас надежды, которые мы должны оправдать по результатам обучения — привнести новое в образовательный процесс», — говорит Жанна Бзадже.

По мнению Сергея Кузубова, все слушатели проявили высокую заинтересованность в предмете, живо реагировали на предложенный материал и охотно осваивали новое.

«На этот раз в одной группе занимались преподаватели из разных регионов России с разным опытом работы в образовательных организациях, с разным педагогическим стажем — буквально от одного месяца до тридцати лет. И мы стали свидетелями уникального эффекта, когда старшие коллеги могли отрефлексировать свой опыт, а младшие получали новые знания и наблюдали за их рефлексией, активно включаясь в обсуждение», — говорит директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.

По ее мнению, такой подход наверняка повысит отдачу от программы, потому что мастерство преподавателя формируется в том числе во взаимодействии с коллегами из разных школ и университетов, представляющих разные специальности. «Надеюсь, что инновации и рефлексия преподавательского опыта помогут нашим выпускникам не только удержать, но и повысить качество образования в своих университетах», — заключила Оксана Черненко.

Валентина Шевкунова, и.о. проректора-директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии

— Российская таможенная академия и ее филиалы обеспечивают подготовку специалистов таможенных органов в соответствии с Программой развития государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» на 2023–2030 годы. Программой определены ключевые задачи формирования кадрового потенциала таможенных органов, обеспечения качества непрерывной практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров с учетом потребностей ФТС России.

Процесс обучения должен быть гибким, динамичным, практико-ориентированным, учитывать региональные особенности и специфику территориального размещения таможенных органов, структуры товарооборота. Возникает необходимость постоянного поиска новых подходов в реализации образовательной деятельности Российской таможенной академии и ее филиалов и решении ключевых задач, среди которых — разработка и совершенствование конкурентоспособных образовательных программ с учетом требований ФТС России.

В связи с этим повышение квалификации по программе «Мастерская по преподаванию» в НИУ ВШЭ преподавателями Владивостокского филиала Российской таможенной академии стало хорошей возможностью освоить методы современного преподавания с использованием образовательных инноваций и техник продвинутой коммуникации со студентами, улучшить профессиональные навыки по созданию и редизайну учебных курсов, обучиться эффективным техникам организации учебных занятий с использованием медиатехнологий и искусственного интеллекта в интерактивной образовательной среде.

Вам также может быть интересно:

Нейролингвисты ВШЭ выяснили, какие приложения лучше помогают восстановить речь

Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выявили факторы, которые делают цифровые приложения для реабилитации больных с афазией более эффективными. Обратная связь, разнообразие игровых задач, длительный период реабилитации и постоянный контакт с лечащим врачом оказались наиболее важными для восстановления речевой функции. Статья опубликована в журнале NeuroRehabilitation.

«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.

«Для Высшей школы экономики обучение технологиям ИИ — гигиеническое требование»

«Технологии будущего: единое мировое пространство или каждый сам за себя» — такой вопрос был вынесен в название сессии, состоявшейся 19 июня при поддержке Альфа-Банка на ПМЭФ-2025. В дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, в роли модератора выступила журналист, телеведущая и общественный деятель Ксения Собчак.

НИУ ВШЭ и Минстрой России подписали соглашение о сотрудничестве на ПМЭФ-2025

В рамках Петербургского международного экономического форума — 2025 Высшая школа экономики и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) подписали соглашение о сотрудничестве, нацеленное на создание устойчивого партнерства в сфере научных исследований, образования и экспертно-аналитической поддержки.

НИУ ВШЭ и Банк ВТБ будут развивать совместные научно-технологические проекты

В рамках конференции StartUp Village 2025 НИУ ВШЭ и Банк ВТБ заключили соглашение о совместном развитии технологических стартапов, в том числе с использованием нейрокогнитивных технологий. Разработанные проекты могут быть внедрены в продукты банковской группы в перспективе ближайших двух лет.

Ученые НИУ ВШЭ исследуют изменения финансовой архитектуры российских компаний с 2022 года

В издательстве НИУ ВШЭ вышла книга «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний» под редакцией Ирины Ивашковской, ординарного профессора, руководителя Школы финансов НИУ ВШЭ, Ярослава Кузьминова, научного руководителя НИУ ВШЭ, Ровшана Алиева, президента «Экосистемы МТС». В ней собраны результаты второго этапа масштабного исследования процессов адаптации российского бизнеса к шоковым изменениям, вызванным санкционными ограничениями, и новых практик российских корпораций.

Образование для взрослых: лучшие практики подготовки от ВШЭ представлены на HREXPO

Эксперты Высшей школы экономики в рамках XXV юбилейной Международной конференции и выставки HREXPO PRO ЛЮДЕЙ поделились опытом и взглядами на современные тенденции дополнительного профессионального образования. Их выступления были посвящены подготовке будущих лидеров, готовых к решению сложных задач в стремительно меняющемся мире.

Университет Султана Кабуса и НИУ ВШЭ обсудили научное и образовательное сотрудничество

29 мая 2025 года делегация Университета Султана Кабуса посетила НИУ ВШЭ с официальным визитом. Встреча прошла на Покровском бульваре и была посвящена развитию партнерства в сфере науки и образования. Делегацию возглавил ректор Университета Султана Кабуса Его Высочество доктор Фахд Аль Саид. В ходе визита было подписано соглашение о сотрудничестве и обмене между вузами.

ИИ и практика: какой должна быть система подготовки айтишников нового поколения

Какие ИТ-специалисты нужны российской экономике, как правильно их обучать и почему важно включать в образовательный процесс профессионалов из индустрии, обсудили представители госорганов, компаний и вузов на сессии «Кадры для экономики данных. Подготовка ИТ-специалистов нового поколения», прошедшей в рамках десятой ежегодной конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде. В работе сессии приняла участие проректор ВШЭ Елена Одоевская.