«Учиться в университете среди таких же победителей олимпиад — это большие усилия»
9 октября в зале Ученого совета на Покровском бульваре состоялась традиционная встреча руководства НИУ ВШЭ со студентами первого курса бакалавриата, поступившими в университет по результатам олимпиад. Ректор, проректоры и другие руководители рассказали об основных принципах работы Вышки и ответили на вопросы.
Вел встречу заместитель проректора НИУ ВШЭ Дмитрий Дагаев — в прошлом участник школьных и студенческих олимпиад, один из создателей международной олимпиады по экономике.
Как подчеркнул ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, в этом году победители и призеры олимпиад составили почти половину бюджетного приема Вышки — значительно больше, чем в других вузах. Привлечение таких студентов — приоритетная задача университета, и, как показывает практика последних лет, они подтверждают высокое качество подготовки во время учебы.
Дмитрий Дагаев подчеркнул, что существенный объем нагрузки студента в университете — самостоятельная работа, и попросил поднять руки сначала тех, кто тратит на нее час-два в день, затем три-четыре часа и более четырех часов в день. Оказалось, что львиная доля участников встречи уделяет самостоятельной работе более четырех часов в день. На вопрос, когда же они спят, ответил Ярослав Кузьминов.
Главная особенность студентов Вышки — научиться спать в транспорте, иногда даже стоя
На вопросы Дмитрия Дагаева, кто из участников встречи смотрит онлайн-лекции и счастливы ли студенты в Вышке, почти все ответили «да».
В свою очередь, студенты также задали вопросы руководству ВШЭ.
Например, про глобальную миссию университета — собирается ли Вышка войти в топ-50 лучших университетов мира и обогнать МГУ.
Ярослав Кузьминов ответил, что такие идеи как «куда-то войти» и «кого-то обогнать» нельзя считать глобальными целями университета. Вышка стала одним из самых больших университетов страны — наверное, самым популярным, ведь сюда приходит половина самых сильных выпускников российских школ. И ключевая задача сегодня — сделать Вышку открытым проектным университетом для всех, включая учащихся младших курсов. Студенты должны не просто получать знания, но и участвовать в коллективных проектах, нацеленных на результат, что позволит им сохранить ощущение новизны все годы учебы, избежать «академического выгорания» после второго курса.
Отвечая на вопрос, какие проекты планируется реализовать в университете, какие еще факультеты откроются, Ярослав Кузьминов сказал, что в следующем году в Вышке появятся географы. Кроме того, будут развиваться исследовательские направления на стыке наук и образовательных программ. Ректор отметил, что университет испытывает нехватку руководителей на уровне факультетов, поскольку коллеги предпочитают заниматься преподаванием и исследованиями, и предложил студентам участвовать в формировании управленческих команд, тратить свое время, чтобы делать что-то для других. «Это вызов, с которым мы можем справиться, в том числе, с вашей помощью», — подчеркнул ректор.
На вопрос, как сохранить качество образования при интенсивном росте университета, ответил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. Он отметил, что важную роль в этой работе играют студенты. «Вы все талантливы и амбициозны, выделялись среди сверстников в школах и других коллективах, но в Вышке вы перестанете выделяться очень быстро, потому что здесь все такие как вы, — сказал Сергей Рощин. — На некоторых программах победители олимпиад учатся лучше, чем другие коллеги, на некоторых — ничем от них не отличаются. Вам предстоит все время что-то выбирать, строить индивидуальную образовательную траекторию и отвечать за свой выбор. Желаю вам успешно окончить бакалавриат, поступить на магистерские, аспирантские программы. Но учиться в университете среди таких же как вы, — это большие усилия. Если среди вас действительно есть те, кто тратит на самостоятельную работу один-два часа в день, еще неделю продержаться удастся, а дальше возникнут проблемы».
Сергей Рощин напомнил, что в Вышке существуют прозрачные правила, стандарты образовательного процесса, которые необходимо соблюдать. «Атмосфера соблюдения правил — тоже залог качества образования», — подчеркнул он.