• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В резерве — молодость

"Кадры решают все" — устойчивое выражение, которое особенно устойчиво повторяют в кризис. Молодые и талантливые кадры будут решать все в самом ближайшем будущем. Есть кадровый резерв у президента РФ. Есть он и у Вышки.

Кто в него входит? Каковы планы развития этой программы университета? Об этом рассказывают директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич и первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев.

— Программа называется "Кадровый резерв". Напрашивается аналогия с президентским кадровым резервом. Идея такая же?

В. Радаев: Сначала программа называлась "Кадровый резерв". Но потом нам строго указали, что в нормативных актах еще с советского времени под этим понимается совсем другое. Тогда мы подумали и назвали программу "Группа высокого профессионального потенциала". Но неофициальное, рабочее название осталось тем же.

— Кто входит в кадровый резерв ГУ-ВШЭ?

В. Радаев: Всего в кадровом резерве три группы: будущие преподаватели, новые преподаватели и будущие профессора. В первую группу входят те, кто еще не работает в Вышке, но уже начинает преподавать. Старшекурсники, аспиранты, которым уже доверено самое дорогое — участие в учебном процессе.

— Правильно ли я понимаю, что в основном это все же преподающие аспиранты очной формы обучения?

М. Юдкевич: Не обязательно. Это могут быть магистры, которые еще даже не преподают, а проверяют студенческие работы. Это любые люди, которые подключаются к учебной работе кафедры, но которых кафедра пока не может взять в штат.

— Не может взять в штат по каким-то формальным причинам?

М. Юдкевич: Не обязательно по формальным. Взять человека в штат — это серьезное решение. К человеку хорошо бы приглядеться.

— Что получают люди от того, что входят в эту группу?

В. Радаев: Они получают отличные перспективы. Для нас же это означает, что они, как говорится, берутся на заметку. Это наш первый резерв, который вскоре должен влиться в основную группу университета, войти в число штатных преподавателей.

— А какая-то материальная поддержка предполагается?

М. Юдкевич: Вопрос о том, платить ли будущим преподавателям деньги, обсуждался долго. Решили, что на том этапе, на котором они находятся, пока не платить. Но мы думаем об организационной и содержательной поддержке будущих преподавателей. И мы надеемся, что для многих она будет не менее полезной, чем поддержка денежная.

— Кто входит в группу "новых преподавателей"?

В. Радаев: Это люди, которые недавно (не раньше, чем два года назад) пришли в штат университета на преподавательскую должность. Если кафедра подает документы на этого человека, то его автоматически зачисляют в эту группу. Никакого отбора не происходит, в отличие от двух других групп.

— И этой группе какие-то деньги уже выплачиваются?

В. Радаев: Новые преподаватели получают так называемый стартовый грант. Молодежь еще не имеет длинного списка публикаций и регалий для того, чтобы зарабатывать деньги академическим трудом. Поэтому ежемесячно в течение двух лет наш университет выплачивает новым преподавателям надбавку в размере 20 тысяч рублей. За это время у них должны появиться публикации и исследовательские проекты, что даст право претендовать на академическую надбавку первого уровня.

Третья категория кадрового резерва — это будущие профессора. Молодые (до 35-ти лет) штатные преподаватели ГУ-ВШЭ, кандидаты наук, те, на кого кафедры рассчитывают в будущем. По сути, это будущее ядро кафедры. Им тоже ежемесячно доплачиваются те же деньги в течение двух лет. Но здесь уже производится строгий отбор — в группу может попасть один человек от кафедры или два человека от крупной кафедры.

— А как с кадровым резервом связан конкурс "Молодой преподаватель"?

М. Юдкевич: Практически это не связано. Раньше молодого преподавателя выбирали из кадрового резерва, но затем было принято решение это ограничение снять, чтобы не сужать группу, из которой делается выбор. Кроме того, лучший преподаватель — это очень штучная вещь, это один человек в год с факультета. Элита, коей является наш кадровый резерв — это тоже не массовая вещь, но все же кадровый резерв — это уже некая массовость. Это системная вещь, в отличие от конкурса.

— Кстати про численность. Сколько человек в кадровом резерве?

М. Юдкевич: У нас три группы, и в каждой примерно по 25—30 человек. Еще есть несколько человек из филиалов — из Питера и из Нижнего Новгорода.

— Давайте теперь поговорим о планах. Есть ли какие-то задумки, как развивать программу кадрового резерва?

М. Юдкевич: Мы думали, по крайней мере, о четырех вещах. Первое — планируем обеспечить будущим и новым преподавателям встречи с людьми ("внешними" или из Вышки), с которыми они хотели бы встретиться — эти встречи пройдут в форме мастер-классов, лекций и просто неформальных разговоров. Второе — это информационная поддержка. Сейчас создается новый раздел на корпоративном портале, в котором будет размещена информация об этой группе. Начинает работу информационный форум, на котором можно будет задать вопрос и обсудить насущные проблемы с коллегами по резерву. Далее, мы надеемся, что какие-то междисциплинарные команды сложатся внутри группы, и реализацию их проектов мы тоже постараемся поддержать. Наконец, планируются разные программы повышения квалификации — причем такие, потребность в которых обозначат сами коллеги.

В. Радаев: Группа будущих профессоров, конечно, стоит тут несколько обособленно. У этих людей уже совсем другие потребности, и работать с ними нужно отдельно.

— То есть вы планируете превратить формальную группу кадрового резерва, по крайней мере, молодых и новых преподавателей, в группу реальную?

М. Юдкевич: Мы пытаемся сделать так, чтобы люди, которые останутся в вузе, поддерживали между собой связи. Только тогда у нас будет вузовское единство и общая корпоративная культура. Помимо того, что человек преподает, он, как правило, занимается еще и исследованиями. Если бы я была бы в этой группе, я бы искала себе партнеров по междисциплинарным проектам.

Я наблюдаю за молодыми людьми, которые приходят на кафедры. Зачастую случается так, что человек оказывается потерянным. Его "выпускают" преподавать, дают семинарские группы — две, четыре, пять. И он там один. Найти единомышленников или людей, с которыми можно просто посоветоваться, очень сложно. В этой же группе молодые преподаватели получают уникальную возможность встречаться, делиться опытом. И первая встреча у нас уже состоялась 25 марта.

— Чему была посвящена эта встреча? Можно ли сказать, что первый обмен опытом состоялся?

М. Юдкевич: Встреча была скорее ознакомительная. Вадим Валерьевич (Радаев — прим.) в общих чертах рассказал про программу, затем мы кратко очертили наши планы на будущее. Но и ребята не молчали. Удалось выделить общие "точки" для дальнейшего обсуждения. Например, горячими оказались проблемы борьбы с плагиатом в письменных работах студентов и размещения информации на корпоративном портале. Много говорили и про гранты Научного фонда ГУ-ВШЭ.

В. Радаев: Были и неординарные вопросы и просьбы. Например, просьба увеличить набор в аспирантуру, чтобы у молодого доцента, который планирует защищать докторскую, было больше шансов получить научное руководство над аспирантами.

М. Юдкевич: Кроме того, мы попросили ребят заполнить анкеты, где спрашивали о том, какую поддержку они хотят от нас получить в ближайшем будущем. Первая просьба уже реализована — начал работу форум, в ближайших планах — первые встречи и мастер-классы.

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Сотрудники НИУ ВШЭ стали выпускниками программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования

В Координационном центре Правительства России прошла заключительная защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Выпускниками программы стали более 80 управленцев, в том числе директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.

Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета

10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества

В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.

Подводим итоги конкурса ППС

В Высшей школе экономики завершился «летний» конкурс профессорско-преподавательского состава. Напомним, впервые он проходил по новой схеме. Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев подводит наиболее важные итоги.

378

человек были названы лучшими преподавателями ВШЭ в Москве по итогам голосования студентов. 273 человека из них — это преподаватели, работающие на полную ставку, и 105 — совместители.

«Главное — создать правильную атмосферу для развития таланта»

Студенты факультета математики третий год подряд признают Владлена Тиморина, заместителя декана факультета математики, профессора базовой кафедры Математического института имени В.А. Стеклова РАН, одним из лучших преподавателей университета. Чему и как он учит студентов?

Подведены итоги Конкурса инициативных образовательных проектов 2013 года

10 февраля прошла презентация трех работ, признанных лучшими на Конкурсе инициативных образовательных проектов, которые были реализованы командами кадрового резерва ВШЭ в 2013 году. Заявки на участие в конкурсе 2014 года принимаются до 3 марта включительно.

Определен состав кадрового резерва ВШЭ на 2014 год