Экономисты ВШЭ выяснили, что аукционные цены зависят от судьбы художника

Сотрудники Центра больших данных в экономике и финансах факультета экономических наук НИУ ВШЭ выяснили, что факты из жизни творца оказываются статистически значимыми при ценообразовании картины наряду с такими традиционными характеристиками, как материал, размер полотна или наличие подписи автора. Это показал анализ цен 15 тысяч произведений 158 художников, проданных с 1999 года крупнейшими аукционными домами Sotheby’s и Christie’s. Статья опубликована в журнале Empirical Studies of the Arts.
В статье «Смерть автора» Ролан Барт, один из самых известных мыслителей прошлого века, раскритиковал биографический подход в интерпретации искусства: произведение, по его мысли, должно восприниматься прежде всего как самостоятельный текст, а не как отражение жизни его автора. Научные сотрудники Центра больших данных в экономике и финансах факультета экономических наук НИУ ВШЭ Валерия Колычева и Дмитрий Григорьев вместе с коллегами из НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Университета Флориды (США) решили эмпирически проверить эту идею на материале арт-рынка. Если «смерть автора» действительно наступила, цена картины не должна зависеть от деталей жизни автора.
Исследователи проанализировали цены около 15 тысяч картин 158 художников, проданных с 1999 года крупнейшими аукционными домами Sotheby’s и Christie’s. Ученые изучили, как характеристики произведения, такие как материал, техника, размер, наличие подписи, история выставок, число упоминаний в литературе, а также сведения об авторе (пол, национальность, принадлежность к той или иной школе, биографические факты) влияют на стоимость картины. Выборку разделили на четыре группы по художественным стилям, которые имеют исторически закрепленные временные рамки: до XIX века, XIX век, первая и вторая половина XX века.
Для каждой группы построили две модели: полную, включающую признаки, описывающие и автора, и произведение, и ограниченную, в которую вошли только характеристики самой картины. Модели сравнили с помощью F-теста, который показывает, как меняется объясняющая способность модели после удаления переменных. Гипотеза о «смерти автора» предполагала, что удаление всех признаков, связанных с художником, не ухудшит качество модели.
Однако анализ показал, что в каждой группе при удалении авторских характеристик F-статистика превышала критическое значение. Это значит, что полная модель лучше описывает реальные данные. При определении стоимости картин и эпохи Возрождения, и барокко, и других классических эпох автор остается одним из определяющих признаков. В современности роль биографических характеристик еще заметнее: для XIX века F-статистика составила 9,36 при критическом значении 1,35, в первой половине XX века — 45,40 при критическом значении 1,53, во второй половине XX века — колоссальные 77,62 при критическом уровне около 2,25.
Отдельно исследователи оценили вклад фактов биографии художника в цену картины. Так, например, для картин периода до XIX века итальянское происхождение автора повышает цену почти в 15 раз. В XIX веке картины французских и русских художников стоили в 4 раза дороже. А если художник был самоучкой, стоимость полотна возрастала на 50%. Во второй половине XX века ведущей школой становится американская, и цены на картины из США увеличились более чем в 20 раз. В это время еще более важными становятся факты биографии: картины художников, переехавших в другие страны, стоят в 6 раз больше среднего. А трагическая судьба, например смерть на войне, стабильно повышает цену в 2,7–3 раза.
Валерия Колычева
«Одна из революций искусства XX века заключается в том, что оно становится личным, авторским. Художники делают выбор в пользу собственной независимости, пусть даже за это придется расплачиваться бедностью и непониманием публики. Автор выносит на всеобщее обозрение, на холст свой внутренний мир. И постепенно на смену зрителю-заказчику приходит новый зритель, исследующий, готовый к отклику. В XX веке меняются и творец, и зритель», — объясняет старший научный сотрудник Центра больших данных в экономике и финансах ФЭН ВШЭ Валерия Колычева.
Экономисты считают, что «смерть автора» не наступила: картина не только живет своей жизнью как самостоятельный объект, но и выступает носителем биографии своего создателя, и именно сочетание этих двух факторов определяет ее цену. Исследователи перевели философскую идею на язык экономики искусства, предложив участникам арт-рынка проверяемую гипотезу вместо рассуждений о смысле и интерпретации произведения.

