• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого: Теория, история, историография. М.: Новое литературное обозрение, 2011

Содержание этой книги можно рассматривать как конкретизацию нескольких общих представлений об историческом знании, которые сложились у ее автора в последние годы.

Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого: Теория, история, историография. М.: Новое литературное обозрение, 2011 — ISBN 5-86793-062-9 — 384 с.

В представлениях о природе исторического знания в последние десятилетия произошли существенные перемены, одним из следствий которых стала проблематизация доступности прошлого для историка. Сегодня все больше становится очевидным, что создаваемые им картины в значительной степени обусловлены его собственной позицией по отношению к предмету изучения и теми исследовательскими стратегиями, которые он вольно или невольно использует. Причем в обоих случаях эти позиции и стратегии оказываются обусловленными конкретными социальными, политическими и культурными контекстами. Мысль об этой проблематичности развивается в различных сюжетах, вошедших в книгу профессора Высшей школы экономики Юрия Зарецкого. Большинство их относится к культурной истории европейского Средневековья и раннего Нового времени и связано с темой истории индивида. В книге также рассматриваются важнейшие понятия исторического знания («документ», «источник», «текст», «феодализм», «память», «национальная идентичность»), социально-политические условия формирования советской историографии, новейшие споры англо-американских историков о природе истории, различия в условиях производства исторического знания в современных российских и зарубежных университетах.

Содержание

От автора

I. ТЕОРИЯ

Глава 1. Документ для историка: источник, свидетельство, текст
Глава 2. «Модный» взгляд на старые вещи
Глава 3. История, память, национальная идентичность

II. ИСТОРИОГРАФИЯ

Глава 4. 1949 год, Москва, собрание медиевистов
Глава 5. Истории, которые у нас не пишутся
Глава 6. Сегодняшние беседы об истории по-английски

III. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, АВТОБИОГРАФИЯ

Глава 7. От Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта
Глава 8. История европейской субъективности Мишеля Фуко
Глава 9. Средневековый индивид Гуревича
Глава 10. Историки и автобиографии

IV. ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Глава 11. Письмецо святого Алексея, человека Божия (Неоконченное приключение)
Глава 12. Зачем писать это?
Глава 13. Чудо о благочестивой попадье
Глава 14. Об одном реальном вымышленном воображаемом сообществе

V. ПРОИЗВОДСТВО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Глава 15. Высшее образование сегодня
Глава 16. История в российском и американском университетах
Глава 17. Российский историк в Америке

Вам также может быть интересно:

«Где история»: новый портал для профессионалов и любителей наследия, археологии и этнографии

Начал работу уникальный портал «Где история», создателем которого стала Мария Уколова, руководитель проекта лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ и лидер проекта «Археономика: экономика наследия». Она рассказала «Вышке.Главное» о том, для кого предназначен новый проект и какую информацию можно найти на его страницах.

«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»

В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.