Как управлять инновациями
Алина Акиншина из Ставрополя стала победителем конкурса «Будущий директор по инновациям», проводимого Институтом менеджмента инноваций (ИМИ) НИУ ВШЭ совместно с компанией «РВК». Главным призом конкурса является сертификат на право бесплатного обучения на магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании».
— Алина, поздравляем! Почему вы решили участвовать в конкурсе и чего ждете от магистерской программы, на которую поступаете?
— Одна из основных причин моего участия в конкурсе «Будущий директор по инновациям» была вполне прагматической — необходимо было коммерциализировать проект, которым мы с коллегами в Ставрополе занимаемся уже почти два года. Он связан с разработкой и внедрением инновационных технологий восстановления трубопроводов и успешно прошел путь от идеи до опытного образца, был представлен и положительно оценен на ряде различных научно-инновационных мероприятий. В частности, мы стали победителями программы «Умник» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и выиграли грант Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий.
Но даже самое блестящее научно-технические решение нуждается в грамотном управленческом сопровождении. Недостаточно научиться ремонтировать трубы, пусть и очень хорошо, — нужно еще сделать такой ремонт экономически целесообразным и привлекательным. Это, конечно, упрощение, но становится понятной суть проблемы. В какой-то момент мы осознали, что проект может навсегда остаться на этой, «опытной», стадии, потому что у нашей команды не хватает компетенций для дальнейшего его развития.
Именно потребность восполнить существующие пробелы в знаниях, а также желанием заниматься любимым делом привели меня к поиску серьезной образовательной программы, посвященной управлению инновациями. Я очень надеюсь, что полученные в ходе обучения знания позволят нашей команде превратить проект в коммерчески успешное предприятие. Это было бы хорошим завершением нашей работы.
— Кто вы по образованию? Как давно занимаетесь столь «технологической» тематикой?
— В прошлом году я закончила бакалавриат Ставропольского государственного университета по специальности «Химия», однако уже с 2010 года моя основная деятельность связана в большей степени с исследованиями в области ремонта и восстановления трубопроводов различного назначения. Научным руководителем проекта является доктор технических наук, заслуженный изобретатель Виктор Васильевич Шишкин, многие годы ведущий исследования в области торовых технологий и эластичной механики. Именно встреча с ним во многом определила мои научные интересы. Хотелось бы отметить, однако, что наш проект не является плодом камерных исследований в составе «студент — руководитель». Это результат работы достаточно большой команды.
— Как вы узнали о конкурсе «Будущий директор по инновациям»?
— О конкурсе я узнала из рассылки сайта NT-INFORM (www.rsci.ru). Я прочитала положение о конкурсе, познакомилась с описанием магистерской программы на сайте Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ и поняла, что это именно то, что мне нужно.
— Как проходили конкурсные испытания?
— Первый этап проходил в форме заочного решения бизнес-кейса, предложенного экспертным советом конкурса. Мне как научно-техническому работнику он показался весьма привычным и понятным. Второй этап представлял собой деловую игру, которая проходила непосредственно в НИУ ВШЭ. В ходе работы в небольших группах, состав которых постоянно менялся, мы решали и представляли экспертному совету свои выводы по нескольким бизнес-кейсам, связанным с коммерциализацией научно-технических разработок. Меня несколько смущал тот факт, что я была одной из самых молодых участниц игры, однако командная работа была очень плодотворной, увлекательной и, что немаловажно, грамотно скоординированной. За это организаторов конкурса хочется отдельно поблагодарить.
А на третьем этапе каждый из отобранных десяти участников уже лично, в моем случае — по скайпу, беседовал с членами экспертного совета. Во время собеседования я немного рассказала о нашем проекте и о том, что привело меня к выбору магистерской программы в области управления R&D. И если эти вопросы были в какой-то степени ожидаемы, то вопрос о стереотипах (ведь, как правило, управленец в сфере инноваций — это мужчина) меня удивил. Правда, опровергать стереотипы собственным примером я уже научилась. Мне действительно очень интересно не просто решать отвлеченные задачи, но искать новые подходы к тем проблемам, которые волнуют нас здесь и сейчас.
— В чем заключается инновационность той технологии, которую вы предлагаете для внедрения?
— Сегодня для бестраншейного ремонта трубопроводов, как правило, используются полимерные трубы различных модификаций, имеющие ряд существенных недостатков. Это и достаточно высокая стоимость, и трудоемкость монтажа, и не всегда подтвержденная долговечность. В рамках предлагаемой нами технологии восстановление разрушенной трубы осуществляется за счет формирования внутри нее упрочненной цементной оболочки. Долговечность такой трубы, по нашим прогнозам, — до 50-60 лет, в зависимости от условий эксплуатации. Предлагаемая технология восстановления имеет достаточно низкую стоимость (в 5-8 раз дешевле аналогов) и высокую универсальность, так как позволяет работать, в том числе, в обводненных грунтах.
— Каковы перспективы коммерциализации вашего проекта? Чем займетесь в дальнейшем, после завершения обучения в магистратуре?
— Конечно, очень хотелось бы довести проект до внедрения, до организации предприятия и посмотреть, что из этого получится. Но, даже если это не удастся, нам будут ясны причины, и в будущем мы сможем продолжить работу, избегая этих ошибок. В любом случае я бы не хотела останавливаться и связывать свою дальнейшую деятельность исключительно с этим проектом. Мне хотелось бы двигаться дальше, развиваться и профессионально расти в сфере управления инновациями.
Наша страна обладает огромным научно-техническом потенциалом, но реализуется он лишь частично, на мой взгляд, прежде всего в силу не всегда удачных управленческих решений. Мне хотелось бы внести свой, пусть и небольшой, вклад в решение этой проблемы. Надеюсь, что вместе с другими специалистами в этой области, в том числе с выпускниками программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», мы сможем изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. Лично мне победа в конкурсе придает уверенности в том, что это реально.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!
В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.
Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.
«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»
Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.
В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ
Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.
До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN
В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.
«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов
Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.
Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.
«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов
Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.
«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон
На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.
Объявлены итоги конкурса от HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione
В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для учащихся Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было придумать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. По итогам победителями стали семь студентов, работы которых будут представлены в офлайн-магазинах брендов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.