В Школе культурологии ВШЭ разработали проект Музея хрущевки «Черемушки»
Он был представлен на заседании коллегии Министерства культуры РФ в Царском Селе. Работать над проектом музея студенты и аспиранты под руководством доцента Школы культурологии Ирины Глущенко начали задолго до того, как тема московской реновации была вынесена на общественное обсуждение.
Идея создания музея хрущевки возникла в рамках одного из проектных семинаров Школы культурологии ВШЭ в сентябре 2016 года, а зимой того же года проект стал одним из победителей вышкинского конкурса Фонда образовательных инициатив.
В состав рабочей группы вошли 10 человек. Проект стал своеобразным продолжением дипломной работы Анны Алексеевой «Роль отдельной кухни в трансформации культуры повседневности советских людей в 1960-е годы», написанной под руководством Ирины Глущенко. Анна (одна из авторов проекта музея) рассматривала быт и культуру повседневности советских людей 1960-х годов, в чьей жизни феномен хрущевки сыграл важную роль. При подготовке к работе стало понятно, что при очевидном интересе общества к той эпохе в Москве нет мест, посвященных истории и быту шестидесятых, поэтому подобный музей просто необходим городу.
«Дух оттепели, очевидно, витал в воздухе, потому что многие музеи выставляли произведения той эпохи, снимались телесериалы про оттепель, советский модернизм вдруг вошел в моду, — рассказывает Ирина Глущенко. — И тут вдруг грянула реновация, и оказалось, что есть планы массово сносить четырех- и пятиэтажные здания, построенные на рубеже 1950-60-х годов, которые оказались самым масштабным и общезначимым воплощением той эпохи».
Роль хрущевки в истории
По словам Ирины Глущенко, массовый переезд людей в новые квартиры, происходивший в середине 1960-х годов, означал изменение не только образа жизни, но и образа мысли. Отдельные квартиры стали признаком формирования современного человека: постепенно в публицистике того времени слово «советский» стало заменяться словом «современный». В многочисленных пособиях по дизайну тех лет так и писали: «Современная квартира современного человека».
Малогабаритная квартира в хрущевской пятиэтажке стала точкой отсчета, стандартом индивидуального жилья. Хрущевки впервые создали ощущение приватности и новую культуру частной жизни, у людей появилось личное пространство. Поначалу все эти дома казались огромными, просторными, пустыми после тесных коммунальных квартир и бараков, из которых переезжали новые жильцы. Со временем отношение к ним менялось, они стали казаться скученными, архаичными и даже получили презрительное название хрущобы.
«Неудивительно, что хрущевки, флагманский социальный проект СССР, снимались в кино в разы чаще и охотнее, чем коммуналки, — говорит Анна Алексеева. — Сильнейший художественный образ хрущевки создан в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь», где на пятиметровой кухне далеко за полночь собирается молодежь, чтобы слушать гитару и песни героя Юрия Визбора, курить и говорить. Именно этот лирический образ приходит первым на ум».
Нужно, чтобы это был не просто музей архитектуры, не просто музей быта, а музей образа жизни
Радость миллионов людей по всему Союзу, предвкушающих новую жизнь, передана в лирической комедии, оперетте Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки», превратившей «Черёмушки» в имя нарицательное. Интересно, что фильм начинается с макета городской застройки в Музее истории и реконструкции города, так что можно сказать, что в каком-то смысле идея музея хрущевки родилась полвека назад.
Спустя десятилетие типовые индустриальные здания уже казались однообразными и скучными. Вспомним сюжет фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Пусть в кадре уже девятиэтажные брежневки с чуть увеличенной площадью кухни, отношение к типовому жилищному строительству в СССР безнадежно испортилось, став объектом грустной иронии и карикатур.
«Программа сноса хрущевок, как бы ее ни называли — модернизация, реконструкция, реновация, означает стирание целого культурного пласта и грандиозного урбанистического проекта. Исчезает овеществленная память, которая воплощена в структуре и повседневности нашего города, — подчеркивает Ирина Глущенко. — Мы хотим создать музей именно сейчас, пока существует эмоциональный и культурный мостик, пока эти здания и квартиры в них еще остаются жилыми. Мы считаем, что хрущевки и среда, окружающая их, должны стать объектом культурного наследия».
Работа над проектом
С того момента, как прозвучала идея музея хрущевки, участники проектной группы проделали огромную работу, важной частью которой стали полевые исследования: студентам удалось побывать в квартирах, где практически ничего не изменилось с шестидесятых годов, и провести интервью с первыми жильцами хрущевок, которые продолжают там жить. «Нас поразило то, с какой готовностью они рассказывали нам свои личные истории. Они поддержали идею создания музея, сказали, что хотели бы включиться в работу и даже готовы предоставлять экспонаты», — рассказала одна из авторов проекта Ксения Коростелева.
До того, как представить свой проект на заседании коллегии Министерства культуры, члены проектной группы встречались с представителями профессионального и музейного сообщества. Эксперты из МАРХИ, Академии архитектуры и строительных наук и Музея архитектуры всерьез восприняли и поддержали предложение о создании музея, а сотрудники Музея современной истории России даже созвали специальный экспертный совет и отправили концепцию музея на внешнюю рецензию. Проект музея был представлен на публичной дискуссии в рамках фестиваля «Интермузей», проходившего в Манеже в мае 2017 года.
Проектная группа разработала три варианта того, каким мог бы быть музей хрущевки
Известный культуролог и историк архитектуры Владимир Паперный, который в мае приезжал в Москву на один день из США, нашел время встретиться с группой, заинтересовался идеей музея и признался, что будет рад, если задуманное воплотится в жизнь. «Нужно, чтобы это был не просто музей архитектуры, не просто музей быта, а музей образа жизни. Работать над экспозицией должны художники-концептуалисты, чтобы это было одновременно и воссозданием эпохи, и отстранённым взглядом на нее с элементами иронии», — поделился он своими соображениями.
Авторы проекта признаются, что практически никто из них не имеет личной истории, связанной с жизнью в хрущевке, и в этом, по их мнению, и кроется секрет успеха. «Я думаю, что дело, конечно, в определенной дистанции, которую мы получаем с течением времени. Она позволяет увидеть все как другой образ жизни, отличный от твоего собственного, и этим вызвать интерес, — говорит один из авторов проекта Анна Ивлева. — Скорее всего, этот музей возможно создать именно в Москве, потому что в регионах, как кажется, такой дистанции еще нет».
Футуристическое видение музея. Архитектор Филипп РуденкоКак будет выглядеть музей
Проектная группа разработала три варианта того, каким мог бы быть музей хрущевки.
Первый вариант предполагает, что под музей будет выделен один подъезд, в то время как остальная часть дома остается жилой. Каждый этаж музейного пространства может представлять определенное десятилетие от 60-х годов до настоящего времени. Таким образом, поднимаясь от первого этажа к последнему, можно будет проследить, как менялась жизнь внутри хрущевки и ее восприятие от восторженного к презрительному, а теперь уже — опять к ностальгическому.
Второй вариант организации музея потребует сохранения дома целиком. В этом случае тут могут находиться разные экспозиции по истории архитектуры или социальной истории Москвы. Можно будет реконструировать несколько квартир, но это будет не музей быта, а музей образа жизни 60-х. Также есть идея реконструировать несколько квартир известных людей, которые жили в хрущевках. Таким образом, у посетителей музея будет возможность побыть в пространстве частной квартиры, посидеть на диванах, полистать книги шестидесятых, послушать радио и возможно даже примерить одежду того времени. Кроме того, дом может стать площадкой для иммерсивных спектаклей.
Третий вариант, который, по мнению авторов проекта, является самым продуктивным, — создание музейного кластера. Подходящим местом для такого комплекса могут стать Черемушки, где был создан экспериментальный квартал №9, ставший символом культурных и градостроительных перемен. Там находятся уникальные образцы хрущевок периода 1950-60-х годов. На этих экспериментальных объектах оттачивались технологии пятиэтажного строительства по всему Советскому Союзу. Этот микрорайон должен стать заповедной зоной. За образец создатели проекта музея предлагают взять Венецию, где удалось сохранить традиционную городскую среду, привлекательную для туристов. В рамках данного варианта вся основная экспозиция также разместится в подъездах, а снаружи сохранятся дворы, фонтаны и другие атрибуты Москвы 60-х годов. Заброшенный ныне кинотеатр «Улан-Батор» предлагается превратить в выставочное пространство. Его можно использовать для проведения круглых столов, лекций, семинаров и кинопоказов.
«Теперь начинается самое интересное, — говорит Ирина Глущенко. — Как сделать музей на практике? Такого рода опыта в России почти нет. Речь идет о музеификации и превращении в объекты исторического наследия зданий, пространств и жилой среды, которые еще вчера не воспринимались как часть истории. Надо будет решать множество содержательных, технических и даже этических проблем! Это работа не на один год».
Глущенко Ирина Викторовна
Доцент Школы культурологии
Вам также может быть интересно:
Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса
В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.
Электросамокаты: битва за Москву
Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Мастер-план как инструмент развития города
В Вышке 16–17 мая проходит Форум имени А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: инструменты профессионалов». Организатором мероприятия стал факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Эксперты обсуждают актуальные вопросы градостроительства, цифровизацию, развитие экономики и социальной сферы городов, улучшение городской среды, повышение качества жизни горожан и другие темы.
Урбанисты Вышки стали участниками Глобального форума мэров в китайском Гуанчжоу
Команда факультета городского и регионального развития Вышки приняла участие в событии мирового масштаба в области городского развития — Глобальном форуме мэров (Global Mayor's Forum). Крупнейший съезд урбанистов, состоявшийся в декабре 2023 года в Гуанчжоу (КНР), собрал более 800 гостей из 65 городов и 37 стран, а также 9 международных организаций.
Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска
Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.
«Видеть Москву на первом месте среди городов стран БРИКС в рейтинге приятно, но не удивительно»
Международный консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России, в который входит факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), разрабатывает индекс технологического и пространственного развития городов (Urban & Innovation Environment Index). Недавно насайте проекта был опубликован топ-10 крупнейших городов стран БРИКС. Первую строчку рейтинга заняла российская столица, за ней следуют Пекин, Шанхай, Сан-Паулу, Гуанчжоу.
ВШЭ разрабатывает мастер-план Нового Уренгоя
Междисциплинарный консорциум под лидерством НИУ ВШЭ разрабатывает мастер-план города Новый Уренгой — один из ключевых стратегических документов, определяющих вектор его развития до 2035 года. Над проектом работает команда из 38 экспертов в сфере урбанистики, архитектуры, образования, технологического роста и др.
«Помимо города реального, на авансцену начинает выходить город виртуальный»
В Вышке стартовал набор в новую онлайн-магистратуру «Цифровая урбанистика и аналитика города». Какие процессы порождает онлайн-город, почему урбанисты отчасти «цифровые следопыты», по какой причине аналитики города востребованы на региональных рынках и о кадровом голоде в отрасли, рассказывают Екатерина Зарудная, академический руководитель программы, и Кирилл Пузанов, ее научный руководитель.
Эксперты Вышки разработали инструмент измерения культурного капитала городов
Уровень культуры города и ее отдельных элементов трудно уловить и тем более измерить. Тем не менее такие измерения позволяют понять текущие проблемы жизни города и горожан и планировать ее развитие. Эксперты ВШЭ разработали Индекс культурного капитала городов (далее — ИККГ) с населением более 250 000 жителей и региональных центров, где отражены 25 показателей, объединенных в 5 групп, отражающих число заведений культуры, интенсивность культурной жизни, результаты заявок на гранты крупных проектов, качество академической и образовательной среды и коммуникаций. Лидерами рейтинга неожиданно стали не две столицы, а Петрозаводск, Белгород и Томск.