«Идеи студентов подчеркивают вопросы, ключевые для дальнейшего развития города»

Завершилась первая международная совместная летняя школа Высшей школы урбанистики ФГРР НИУ ВШЭ и Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (БрГУ), организованная на его базе. Программа была посвящена изучению буферных зон железных дорог, опоясывающих центр города. В работе школы приняли участие студенты ОП «Городское планирование» Высшей школы урбанистики, а также студенты БрГУ и Брестского государственного технического университета.
19 слушателей совместной летней школы прошли лекционный курс, провели полевые исследования и работали в группах по тематическим направлениям, а также с успехом защитили свои проекты.
В полевой части исследования студенты знакомились с территорией, ее историей, собирали актуальные данные из открытых источников и в ходе полевых наблюдений, а затем приступили к работе в группах.
Максим Богдасаров
«Летняя школа по урбанологии проходит в нашем университете впервые — это закономерная стадия нашего сотрудничества с Высшей школой экономики, — рассказал Максим Богдасаров, проректор по научной работе, профессор кафедры городского и регионального развития БрГУ. — Мы гордимся тем, что инициаторами выступили наши московские партнеры, обладающие большим опытом организации различных летних школ. Нам особенно приятно, что именно Брест выбран ими местом реализации очередного проекта в партнерстве с нами. Для нас это важный этап развития специальности “Урбанология и сити-менеджмент”, поскольку работа носит практико-ориентированный характер, позволяя учиться совместно с коллегами».
Международная летняя школа объединила Вышку и два брестских вуза — университет имени А.С. Пушкина и технический университет. Участники разделились на четыре команды, в каждой из которых были представители всех трех университетов. «Состав обеспечил мощнейший синергетический эффект: студенты обмениваются знаниями и впечатлениями как формально, так и неформально, работая над проектами и исследуя город, — отметил Максим Богдасаров. — Каждая команда представила свое видение обозначенной проблемы взаимодействия железнодорожного транспорта и городской среды. Именно молодые исследователи выявляют возможности, ограничения и возможные способы преодоления трудностей. Результат их труда станет главным достижением школы, ведь целью было взаимодействие ребят, получение новых знаний от преподавателей, изучение территории города и знакомство с особенностями функционирования железных дорог.
Слушатели школы посетили станции Брест-Центральный и Брест-Северный, поработали с железнодорожниками, получили новый опыт. «Теперь нам предстоит увидеть плоды их усилий, и я убежден, что полученный позитивный опыт продолжится. Московские гости высоко оценили атмосферу Бреста, выразив желание продолжать подобные проекты в будущем. Город настолько вдохновил их своей уникальностью, что они предложили расширить тематику будущих мероприятий», — говорит Максим Богдасаров.
Он также отметил активное развитие сотрудничества Брестского госуниверситета с Вышкой: «Ранее была проведена неделя, посвященная проблемам "умных" городов, теперь состоялась школа по взаимодействию железнодорожной инфраструктуры и городских пространств. Уверен, впереди еще больше перспективных направлений для совместных научных исследований, обсуждений и обмена идеями между студентами Беларуси и России».
Четыре команды разработали свои концептуальные проекты, каждый из которых затрагивал отдельные части железной дороги. С запада, где территория соседствует с главной достопримечательностью города — Брестской крепостью, участники предложили усилить рекреационные и коммерческие функции, заполнив практически пустое пространство города и смысловой разрыв между центром и самой крепостью.
С восточной стороны, где ситуация радикально иная — среда насыщена практиками, там плотная многоэтажная и усадебная застройка, — команда предложила организовать креативный кластер с офисами и доступными помещениями для аренды местными мастерами в здании бывшей мебельной фабрики. Команда севера занималась территорией главного вокзала и помимо связности предложила подсветить историческую важность железной дороги для Бреста через туристические маршруты и отдельные локации. Одна из команд занималась особой территорией на северо-востоке, где полностью развернула свою фантазию в сторону джентрифицированного развития через постройку большого бизнес-центра.
Защиты у ребят принимали эксперт ВШУ Максим Климанов, доценты БрГУ Анна Кароза и Сергей Заруцкий, а также директор Брестского городского центра архитектуры и строительства Татьяна Панченко.
Участники летней школы также поделились впечатлениями.
Влад Котвин
«Брест — растущий город. Однако он стремится развиваться компактно, уплотняясь, поскольку именно так эффективнее всего используется инфраструктура, — считает Влад Котвин, 2-й курс ОП «Городское планирование» ФГРР НИУ ВШЭ. — Поиск резервов для такого уплотнения видится нам важнейшей задачей. Наша команда была убеждена, что такие резервы находятся рядом с железной дорогой. Эти земли уже заселены, поэтому необходимо находить баланс между общественными интересами (стратегическими целями) и правами жителей на комфортный город».
Влад Котвин выделил две ключевые особенности, которые обусловили потребность в тонком, но системном подходе. «Первое: освоение новой территории (строительство частных домов) увеличивает риск дорогостоящих реконструкций и возможных социальных конфликтов. Второе: низкоэтажная застройка вокруг центра выполняет значимую роль, предоставляя жителям возможность отдохнуть от городской суеты, выступая своего рода эмоционально-рекреационными легкими», — пояснил он.
Этот проект стал для студента первым опытом командной работы. «Каждый участник команды обладал уникальными компетенциями: архитекторы, городские планировщики, урбанологи смогли проявить себя наилучшим образом благодаря четкому распределению обязанностей, — отметил он. — Это позволило сосредоточиться на конкретных задачах и получать удовлетворение от осознания важности своей роли. Важнейшим фактором успеха стала атмосфера товарищеского сотрудничества, которую создавали наши наставники».
Виталий Сиротин
Виталий Сиротин, 3-й курс ОП «Туризм и гостеприимство» БрГУ, с командой разработали проект, связанный непосредственно с вокзалом, автовокзалом и транспортным сообщением между этими объектами. «Перед нами стояли две ключевые задачи: организовать удобный переход пассажиров через железнодорожные пути и решить проблему единственного моста над путями, который вызывает немало жалоб», — рассказал он. Команда предложила ряд решений, облегчающих перемещение через железную дорогу к автовокзалу и далее в город. «Наша территория богата историческими памятниками и туристически привлекательными местами, с которыми мы тоже активно работали, предлагая идеи их интеграции в городское пространство. Жители часто высказывались, что на вокзале нечем заняться, поэтому мы предложили включить вокзальные комплексы в городскую жизнь путем улучшения доступности и организации интересных мероприятий, способствующих притоку людей», — подчеркнул Виталий Сиротин. Работа в команде ему понравилась: «Школа прошла весело и продуктивно, ребята оказались классными специалистами и настоящими профессионалами своего дела. Отдельная благодарность преподавателям из Высшей школы урбанистики, чьи лекции были настолько запоминающимися, что многие моменты теперь воспринимаются почти как мемы среди студентов. Мы продолжаем общаться и обмениваться идеями и опытом».
Татьяна Демидова
Проект команды Татьяны Демидовой, 2-й курс ОП «Городское планирование» ФГРР НИУ ВШЭ, состоял в переосмыслении пространств, находящихся под влиянием железнодорожной инфраструктуры. «Мы рассматривали Брест-Центральный не просто как транспортно-пересадочный узел, а скорее как исторический памятник особого значения для города Бреста. Наша задача была подчеркнуть культурную ценность железнодорожного вокзала и окружающих его построек. Мы размышляли над утраченными значениями пространства, которые можно восстановить», — рассказала студентка. Ее команда предложила создать экскурсии с аудиогидом и системой навигации по центральному району города: «Такие маршруты будут отличаться содержанием, функциональностью и аудиторией, однако каждый из них позволит познакомиться с историко-культурным наследием региона, потенциал которого пока остается нереализованным. Кроме того, в экскурсионные программы мы включили абсолютно новые объекты: световые инсталляции на фасаде зданий и вагонов, интерактивный музей железнодорожного транспорта под открытым небом, отреставрированные водонапорные башни, которые открывают живописные виды на проезжающие и отправляющиеся поезда, а также на великолепный железнодорожный вокзал в стиле сталинской архитектуры».
Летняя школа подарила бесценный опыт, новые знания и знакомства, отметила Татьяна Демидова. «Но самое важное, чему научилась лично я, — умение эффективно взаимодействовать с командой в условиях поставленных задач, целей и сроков, извлекать уроки из ошибок и уверенно выполнять свою работу. Хочу отдельно поблагодарить кураторов проекта, ведь без их поддержки волшебства точно бы не случилось. Каждый день они помогали нам раскрывать новые грани школы и делиться знаниями. А еще отдельное восхищение городу Бресту, в который нельзя не влюбиться», — говорит студентка.
Максим Бабенко
«Суть нашего проекта заключалась в разработке благоустройства и застройки буферного пространства рядом с железной дорогой в городе Бресте, — рассказал Максим Бабенко, 3-й курс БрГТУ. — Мы разделились на команды, каждая из которых продумывала развитие отдельных участков большой буферной территории, подмечала особенности местности, проводила опросы среди местных жителей, погружалась в исторический контекст, изучала цены на недвижимость, существующий уровень застройки и благоустройства».
По мнению Максима Бабенко, школа прошла невероятно увлекательно и захватывающе: «Тьюторы погрузили нас в рабочий процесс, дали ценные советы, помогли сформировать эффективные команды и оказывали поддержку на протяжении всей программы летней школы. В итоговой презентации мы взглянули на родной город под другим углом, показали его уникальные черты и поработали в команде. Наконец, знакомство с командой и общение стали важным аспектом моего участия. Я получил огромное удовольствие от общения с новыми людьми — умными, ответственными и дружелюбными, готовыми поддержать друг друга».
Диана Кодзокова, заместитель декана по научной деятельности ФГРР, тьютор летней школы
«Многие идеи студентов амбициозны, но тем не менее подчеркивают вопросы, ключевые для осмысления в контексте дальнейшего развития центра города. Брест обладает уникальной историей железной дороги и стоит на соединении путей из Европы в Азию и обратно. Важно было не только уделить большое внимание ограничениям, которые накладывает на пространственное развитие подобная инфраструктура, но и посмотреть на наш объект под призмой ценностей. Так ребятам удалось разработать и предложения по туристическим маршрутам, развитию музейной и выставочной программ и использованию возможностей железной дороги в фестивальной программе, например в День железнодорожника. Подобные решения не требуют больших вложений, и это “быстрые победы” для города в направлении усиления его туристической привлекательности».
Вам также может быть интересно:
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.
НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»
Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.
«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»
28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.
Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.


