• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ

© Высшая школа экономики

Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.

Культурологи прошли практику в исследовательской экспедиции лицея. Они выступили в роли кураторов для старшеклассников, организовав полевые исследования в поморском поселке Умба на Кольском полуострове.

Перед отъездом в экспедицию студенты провели для лицеистов специальную подготовку: научили их основам сбора качественных интервью, разобрали типичные трудности полевой работы и дали возможность потренироваться в общении с незнакомыми людьми. Это позволило ученикам лицея увереннее чувствовать себя в новом для них формате исследовательской деятельности.

Умба: основная работа

Студенты-культурологи курировали несколько исследовательских направлений, среди которых — трансформация системы общего образования, изменение ценностей местных жителей и особенности поморской идентичности.

«Моя работа в поездке заключалась преимущественно в том, чтобы помогать структурировать материалы исследования. Я консультировал подопечных лицеистов по ходу их работы, стараясь глубже развить темы, помогал с формулированием тезисов и исследовательских вопросов», — поделился один из студентов-кураторов Артем Беляев.

Эффективность такого кураторского подхода подтвердили и лицеисты. Софья Черненко говорит, что ей было интересно попробовать что-то новое. «Я знала, что мне могут помочь, если что-то пойдет не так», — пояснила старшеклассница. По ее словам, исследовательский опыт в Умбе был очень увлекательным благодаря тому, что куратор включал их в процесс, помогал структурировать текст и давал советы на всех этапах.

Полина Белорусова добавила, что благодаря обратной связи от куратора результаты исследования получились более глубокими. «Куратор помог на стадии доработки моих материалов. В результате я изменила финальную концепцию исследования, которое получилось намного основательнее», — поделилась школьница. Она также отметила, что работать с Артемом было комфортно, он по максимуму поддерживал команду.

Помимо полевой работы, практиканты организовали для участников экспедиции походы в местные институции — архив газеты «Терский берег» и краеведческую библиотеку. Это позволило школьникам найти ценные архивные документы и газетные публикации, что существенно расширило эмпирическую базу их исследований.

Завершилась экспедиция публичными защитами лицеистов в умбском краеведческом музее. Начинающие исследователи представили результаты работы местным жителям и ответили на их вопросы.

Для всех участников выезда студенты организовали игру «Что? Где? Когда?», предложив вопросы, специально адаптированные под местный контекст и тематику экспедиции.

Практика позволила студентам-культурологам не только применить свои исследовательские компетенции в поле, но и развить педагогические и организаторские навыки, получив уникальный опыт кураторства и наставничества.

Вам также может быть интересно:

Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики

Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»

Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.

Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.

«У нас возникают эффекты перелива идей от фундаментальных проектов к прикладным и — обратные»

Созданная 11 лет назад Международная лаборатория экономики нематериальных активов (МЛЭНА) дала старт созданию институционализированных научных подразделений в пермском кампусе Вышки. Компетенции сотрудников лаборатории по обработке и анализу данных позволили им сочетать фундаментальные исследования и прикладные проекты, в том числе по разработке моделей рисков и кибербезопасности для Сбера. О деятельности МЛЭНА «Вышке.Главное» рассказали заведующий лабораторией профессор Петр Паршаков и старший научный сотрудник профессор Мария Молодчик.

«Сегодня мы живем в эпохе “рутинной новизны”»

В НИУ ВШЭ продолжается реализация стратегического технологического проекта (СТП) «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования». Новостная служба «Вышка.Главное» рассказывает о том, как в систему прогнозирования вписываются культура и общественные ценности и как на них влияет искусственный интеллект.

Преподаватели Вышки награждены премией Yandex ML Prize 2025

Премия Yandex ML Prize вручается преподавателям и руководителям образовательных программ, благодаря которым в России развивается область искусственного интеллекта. В этом году лауреатами, отобранными из 300 соискателей, стали 10 человек, и среди них трое сотрудников факультета компьютерных наук (ФКН) Вышки. Также была вручена специальная награда «Зал славы» — за вклад в становление машинного обучения как образовательного направления. Одним из ее обладателей стал Дмитрий Ветров, профессор-исследователь ФКН ВШЭ.

Ученые ВШЭ показали, как с помощью МЭГ точнее картировать речь в мозге

Ученые из Центра языка и мозга ВШЭ показали, как точнее определять границы речевых зон в мозге. Для этого они использовали магнитоэнцефалографию (МЭГ) вместе с заданием на завершение предложений, которое активирует речевые области и показывает их работу в реальном времени. Такой подход поможет врачам лучше планировать операции и повысит точность диагностики в тех случаях, когда фМРТ не является оптимальным методом. Исследование опубликовано в журнале European Journal of Neuroscience.