• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От переподготовки к мультиквалификации: что ждет дополнительное профессиональное образование

От переподготовки к мультиквалификации: что ждет дополнительное профессиональное образование

© Высшая школа экономики

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) перестало быть «приложением» и постепенно становится одним из ключевых инструментов кадровой политики. Эксперты убеждены, что пора признать его элементом основных образовательных траекторий и встроить в вузовскую систему. Как развивать и регулировать эту сферу, обсудили на Национальном форуме ДПО, который проходит сейчас в НИУ ВШЭ.

Заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думе по науке и высшему образованию по вопросам ДПО, переподготовки и непрерывного образования было посвящено государственной политике и стратегии развития сферы ДПО. Модераторами выступили научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов и заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов.

Илья Коршунов
© Высшая школа экономики

«Дополнительное профессиональное образование в последние годы все больше и больше становится инструментом оперативной настройки компетенций не только учащихся университетов, тех, кто приходит на курсы ДПО, но и для решения больших задач государственной политики», — отметил заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов, открывая заседание. По его словам, в госпрограмме «Развитие образования» до 2030 года ДПО уже закреплено как важный элемент кадровой политики — от подготовки специалистов до быстрого повышения квалификации под задачи государственной повестки.

Ксения Горячева, Юлия Линская
© Высшая школа экономики

По мнению заместителя начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлии Линской, уже уместно обсуждать полноценное включение программ ДПО в основные образовательные программы вузов. Дополнительные квалификации могут формироваться через учебные модули, сетевые программы с другими вузами, практики у работодателей или совместные образовательные проекты, считает она. Такой подход, уверена Юлия Линская, «значительно расширит возможности профессиональной реализации выпускников и повысит эффективность системы в целом».

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Ксения Горячева напомнила, что тема ДПО часто является предметом экспертного обсуждения, но вопросов меньше не становится. «Было бы здорово услышать новые подходы, новые концепции», — отметила она.

Алексей Колесников, Михаил Шепель
© Высшая школа экономики

По словам проректора по развитию дополнительного образования и директора Института дистанционного образования Томского государственного университета Михаила Шепеля, пока «ДПО остается чем-то дополнительным относительно основных программ, мы упираемся в перегруженность преподавателей, нехватку времени у студентов и отсутствие стимулов». Между тем задачи реального сектора требуют другого масштаба.

Он представил несколько моделей интеграции ДПО в основное образование, которые уже тестируются в университете. Среди них наиболее перспективной ему кажется модель «максимального перезачета дисциплин, где программы ДПО соотносятся с несколькими вузовскими программами сразу». Это снимет нагрузку с вузов и сделает ДПО частью единой системы подготовки.

Ольга Петрова
© Высшая школа экономики

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова подчеркнула, что ДПО становится ключевым инструментом для решения задач, связанных с подготовкой специалистов по ИИ, цифровым технологиям, инженерным профессиям, и система требует бережного, но серьезного обновления. Она также отметила рост ниши для ДПО в проектах вроде «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы». Но, по ее словам, «появились недобросовестные игроки, которые предлагают программы за смешные деньги».

Евгений Сжёнов и Илья Коршунов представили результаты исследования НИУ ВШЭ, в котором приняли участие более тысячи представителей вузов, проектных офисов и научно-педагогического сообщества. Главный вывод работы: программы профессиональной переподготовки и магистратуры не конкурируют, а выполняют разные функции.

«Если у человека риск увольнения или смены работы, 67% выбирают профессиональную переподготовку и только 9% идут в магистратуру. Для критических ситуаций ДПО оказывается незаменимым», — рассказал Илья Коршунов.

Магистратура привлекательна статусом и стабильностью стандартов. Переподготовка — гибкостью, скоростью, доступностью и практической направленностью.

Евгений Сжёнов
© Высшая школа экономики

«64% опрошенных считают, что магистратура и переподготовка преследуют разные цели и дают разные результаты. Это не конкуренты, а взаимодополняющие инструменты», — подчеркнул Евгений Сжёнов.

Проректор Президентской академии Алексей Колесников отметил, что главное различие между переподготовкой и магистратурой — в регулировании, а не в содержании. «Программы переподготовки часто по глубине и набору компетенций вполне конкурируют с магистратурами. Но ими легче управлять: быстрее обновлять, быстрее адаптировать под потребности рынка», — сказал он.

Юлия Антохина, Дмитрий Кайсин
© Высшая школа экономики

Доцент департамента правового регулирования бизнеса факультета права НИУ ВШЭ Дмитрий Кайсин предложил типологизировать программы ДПО не по длительности, а по целям, например: ознакомительные, поддерживающие квалификацию, подтверждающие квалификацию и дающие новую.

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина привела в пример опыт массового обучения операторов беспилотных авиационных систем. Эта отрасль быстро растет, и лицензии получают буквально все подряд. Она также отметила, что многие компетенции формируются в реальной профессиональной или военной деятельности и что система ДПО должна уметь их признавать.

Маргарита Стоянова
© Высшая школа экономики

Маргарита Стоянова, директор Центра дополнительного образования МГТУ имени Н.Э. Баумана, подчеркнула, что техническим вузам важна подготовка команд с соответствующими компетенциями: работодатели готовы платить не просто за отдельного специалиста, а за командные компетенции и готовые проектные решения. «ДПО для нас не только инструмент повышения компетенций студентов, школьников, но инструмент долгого скрининга», — поделилась она.

Председатель правления Национальной платформы «Открытое образование», директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М.В. Ломоносова Денис Янышев в свою очередь подчеркнул роль ДПО в цифровизации. «Система ДПО максимально сейчас в себя впитывает всё технологическое и достаточно оперативно реагирует на вызовы рынка», — сказал он.

Руководитель управления образовательной деятельности Российского общества «Знание» Александра Буйчик представила платформу «Знание.Академия». Это просветительская среда с широким спектром онлайн-курсов. У платформы три ключевые аудитории: педагоги, госслужащие, а также родители и широкая публика. Она предложила вузам рассматривать сотрудничество с платформой как способ добавлять в свои программы качественный контент.

Алёна Миночкина, руководитель направления по работе с государственным сектором школы «Алгоритмика», и Ирина Гордина, заместитель генерального директора компании CUSTIS, выступили с практическими кейсами цифровой адаптивности. Платформенные решения позволяют сократить часы обучения за счет входного тестирования и адаптивного обучения, что экономит и время слушателя, и деньги работодателя. «Давайте меньше мерить в часах и больше — в результатах», — призвала Ирина Гордина.

Еще один важный аспект затронул Юрий Хухашвили, генеральный директор компании «ЦИНТЕРА» и основатель образовательной коммуникационной среды «ЯВШКОЛЕ.ОНЛАЙН». «ДПО должно быть доступным. Гибридный формат — это не роскошь, а необходимость. Люди учатся после работы, по дороге, в окнах между совещаниями. Это должно быть реализовано технически — без того, чтобы каждый преподаватель вручную включал камеры и загружал записи», — заключил он.

Также в рамках Национального форума ДПО прошел круглый стол при поддержке Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам развития системы профессиональных квалификаций.

Дмитрий Кузнецов
© Высшая школа экономики

Директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ профессор Дмитрий Кузнецов отметил, что «в этом году можно смело отмечать 30-летие создания дополнительного профессионального образования». За последние десять лет в системе профессиональной переподготовки прошли обучение более 7 млн человек. «Последние два года мы превышаем 1 млн человек в год, которые проходят программы профессиональной переподготовки. Это в большинстве своем управленческие, инженерные, высококвалифицированные кадры», — сказал он. Все, кто идет на ДПО, — это люди, которые нацелены не столько на смену профессии, сколько на достижение более высокого уровня квалификации по своей профессии, считает Дмитрий Кузнецов. По его словам, сейчас в связи с появлением недобросовестных организаций, занимающихся ДПО, нужно «создавать механизмы самоочищения, иначе государство нас очистит». 

Сергей Мясоедов, Владимир Буренин
© Высшая школа экономики

Директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов опасается, что вслед за попыткой отменить диплом о переподготовке программу MBA попробуют сделать одногодичной магистратурой. Но MBA «без пяти, на крайний случай — трех лет стажа практической работы в бизнесе — это нонсенс», уверен он. «Программа MBA — это организация обмена опытом между людьми в области бизнеса, которую организует преподаватель-практик, зачастую тренер или коуч. То есть у нее своя специфика, программы меняются мгновенно», — рассказал он. В целом эксперт согласен с тем, что регулирование на рынке ДПО нужно, но бизнес-образование в этом случае может трансформироваться.

Научный руководитель Высшей школы юриспруденции и администрирования (ВШЮА) НИУ ВШЭ Владимир Буренин считает, что нужно взять все «самое здоровое и самое разумное» из прошлого и настоящего системы ДПО и вывести его на «новое качество, которое потребуется на ближайшую и дальнюю перспективу». В частности, нельзя забывать и о богатейшем опыте становления системы ДПО, накопленном в Советском Союзе, где искали «решения точно таких же проблем», отметил он.

По словам Андрея Коляды, ректора Евразийской школы менеджмента и администрирования (EMAS), регулирование на рынке ДПО необходимо, потому что «много людей продают дипломы за деньги, по сути занимаясь жульничеством».

Андрей Коляда, Алексей Акимов, Татьяна Комиссарова
© Высшая школа экономики

Директор Института кадрового администрирования ВШЮА НИУ ВШЭ Алексей Акимов рассказал, что он долгое время работал в кадровой сфере, где очень часто, когда рассматривают конкретное решение о приеме на работу или назначении на должность, смотрят не на квалификацию, а на учебное заведение, диплом которого представляет кандидат.

Заведующая Лабораторией образовательных и проектных решений для ДПО НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова рассказала, что в Вышке перед тем, как создать образовательные решения для ДПО, «сначала смотрят рынки и ищут рыночные ниши, куда можно было бы выходить с новыми программами». В основном сейчас это кросс-навыковые, проектно-ориентированные программы по абсолютно новым профессиям. «Сейчас мы видим огромное количество не просто нерелевантных программ по тем или иным специальностям или направлениям деятельности, мы видим откровенную профанацию в тех программах, которые дают дипломы профессиональной переподготовки, — говорит эксперт. — Есть профессиональные сообщества, которые очень тщательно относятся к тем программам, которые выходят. И мне кажется, что мы сможем достичь оптимальной ситуации на рынке только в том случае, если основное участие будут принимать профессиональные сообщества, но также будет рамочное государственное регулирование», — заключила она.

Вам также может быть интересно:

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики

Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»

Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.