• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Воскрешение просьюмера

11 декабря на кафедре общей социологии ГУ-ВШЭ состоялся очередной телемост в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», в котором участвовал выдающийся социолог Джордж Ритцер. Публикуем видеозапись.

На этот раз соединение проводилось с Университетом Мэриленда (США) и было посвящено обсуждению феномена просьюмеризма (от «consumerism» + «production») — новому направлению анализа в сфере потребления. Главный гость, выдающийся современный социолог Джордж Ритцер, прочитал небольшую вводную лекцию, после чего началась дискуссия, в которой приняли участие приглашенные профессором Ритцером коллеги и аспиранты.

Термин «просьюмер» был введен, по замечанию Ритцера, Алвином Тоффлером в известной книге «Третья волна». Просьюмеризм был свойственен доиндустриальным обществам, когда создатель продукта выступал и его потребителем. «Вторая волна», связанная с индустриальной революцией, радикально дистанцировала друг от друга  функции производства и потребления. И тогда, в «третью волну», происходит реинтеграция этих функций и «воскрешение просьюмера» («the rise of the prosumer»). Продолжая мысль А. Тоффлера, Ритцер, между тем,  замечает, что современный компьютеризированный и цифровой просьюмеризм строится на новых основаниях.

Во-первых, современные капиталисты не могут непосредственно контролировать современных просьюмеров, чья способность сопротивляться вторжениям явно возросла.

С другой стороны, эксплуатируют ли просьюмеров капиталисты? Так, в сфере фастфуда работу, которую могли бы сделать оплачиваемые (пусть и низко оплачиваемые) работники, делают потребители — бесплатно. Другой пример — Web 2.0 (Amazon, Wikipedia, Facebook): пользователи здесь — производители, но прибыль (или ее потенциал) все равно принадлежит корпорациям.

На лицо и возможность возникновения целой новой экономической формы («уклада»). Если классический капитализм сосредоточен на извлечении прибыли, то новая экономическая форма (большая часть продукции которой, опять же, находится в Web 2.0) ориентирована на производство — в первую очередь информации — бесплатного и общедоступного характера.

Кроме того, мы наблюдаем новую расстановку акцентов: изобилие в противовес дефициту и эффективность (effectiveness) в противовес производительности (efficiency).

Подробнее с дискуссией, развернувшейся во время телемоста, можно ознакомиться, посмотрев видеозапись. Также небезынтересны две статьи, на которых основывались лекция и обсуждение.

18 декабря в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» прошел телемост с профессором Калифорнийского университета в Беркли Майклом Буравым.

Следующий телемост — открытая лекция Джеффри Александера, другого современненного американского классика, и дискуссия — планируется посвятить публичной сфере и пройдет 20 января.

Видеозапись телемоста с Джорджем Ритцером

Вам также может быть интересно:

«Лучшее лекарство от хандры»: что ученые думают о шопинге

«Жизнь как затянувшаяся лихорадка покупок» — такой теме был посвящен традиционный 23-й рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, состоявшийся 24 декабря. Его участники обсудили фильм «Шопоголик» 2009 года.

Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми

Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.