«Переход к низкоуглеродному развитию в ближайшие 10–15 лет затронет все без исключения отрасли»
НИУ ВШЭ открывает первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием. Своим мнением об актуальности новой программы и направлениях государственной климатической политики и корпоративных стратегий декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев поделился с новостной службой портала.
Как появилось решение о создании магистратуры по управлению низкоуглеродным развитием?
В последние два года актуальность климатической проблематики в России резко выросла, она вышла на одно из первых мест в государственной повестке дня. Топ-менеджмент крупнейших компаний и высокопоставленные чиновники осознали: нравится нам это или нет, глобальная климатическая политика стала реальностью. Развитые и многие развивающиеся страны, включая Китай, заявили амбициозные климатические цели (углеродная нейтральность к 2040–2060 годам) и реализуют масштабные программы развития электротранспорта, водородной энергетики, поддержки возобновляемой энергетики, создают углеродные рынки и т.д.
29 октября 2021 года правительство утвердило стратегию низкоуглеродного развития, началась разработка пилотных водородных проектов, формируется законодательная база для торговли углеродными единицами, запущен проект карбоновых полигонов. Для решения этих задач нужны высококвалифицированные специалисты, которых на рынке остро не хватает из-за взрывного роста интереса к данной теме в корпоративном и государственном секторе. Пока в России нет ни одной образовательной программы магистратуры, специально посвященной низкоуглеродному развитию. Краткосрочные программы в форме дополнительного образования, реализуемые нашими коллегами из Новой лиги университетов и МШУ «Сколково», полезны, но они не могут заменить полноценного профильного высшего образования.
Какие специалисты требуются для ее создания и развития?
Проблематика низкоуглеродного развития широкая и комплексная, одна образовательная программа, разумеется, не в состоянии закрыть все ее потребности. Компаниям будут нужны специалисты разного профиля: инженеры, готовые реализовывать на практике технологические проекты декарбонизации в своих отраслях; финансисты, умеющие работать с инструментами зеленого финансирования и с механизмами торговли углеродными единицами; юристы, способные анализировать правовые режимы углеродного регулирования в разных юрисдикциях и их последствия для бизнеса; специалисты по международным отношениям для оценки вероятных изменений климатической политики на международном и национальном уровне; экономисты, умеющие оценивать отраслевые и региональные эффекты мер углеродного регулирования; риск-менеджеры, способные оценить климатические риски компании. Сейчас проблематикой углеродного регулирования в компаниях занимаются специалисты с разным профессиональным багажом и базовым образованием, а в наиболее продвинутых в этой тематике компаниях работают многопрофильные команды.
По моим впечатлениям, не хватает в первую очередь специалистов, видящих большую картину, представляющих проблематику низкоуглеродного развития в целом — от естественно-научных основ изменения климата и трансформаций мировой экономики до конкретных проектов. Идея нашей программы — дать такую большую картину.
Какие компетенции и навыки им больше всего потребуются?
Мы сделали основой программы «Управление низкоуглеродным развитием» четыре основных блока, которые, на наш взгляд, формируют ключевые компетенции в этой области: естественно-научный, правовой, финансово-экономический и управленческий.
Естественно-научный блок формирует представления о современных изменениях климата, глобальном углеродном цикле, прямых и косвенных методах оценки потоков парниковых газов. Правовой блок дает понимание международного и национального климатического регулирования, международных переговоров и соглашений по климатической проблематике, негосударственных механизмов добровольного регулирования на рынках.
Финансово-экономический блок обучает применению инструментов устойчивого финансирования, механизмов работы на углеродных рынках и на рынках «климатически дружественной» продукции. Управленческий блок дает навыки разработки климатических стратегий, использования инструментов корпоративной климатической политики, анализа технологических опций декарбонизации, применения соответствующих международных стандартов, реализации климатических проектов и их сертификации.
Каковы приоритетные дисциплины, которым будут обучаться магистранты?
В естественно-научный блок входят предметы «Глобальный углеродный цикл», «Современные изменения климата» и «Методы мониторинга потоков углерода в экосистемах». В финансово-экономический блок — «Устойчивое финансирование», в правовой блок — «Международное и национальное климатическое регулирование». Управленческий блок включает предметы «Стратегии низкоуглеродного развития», «Технологические опции декарбонизации», «Инструменты корпоративной климатической политики» (первый из них тесно связан с правовым блоком, последний — с финансово-экономическим). Вместе они образуют мейджор — основную часть программы.
Магистрантам также предложат на выбор ряд предметов, связанных с использованием ESG-инструментов в корпоративном управлении, основами экономики и права природопользования, трансформацией энергетического сектора и энергорынков в рамках перехода к низкоуглеродному развитию. Перечень и программы учебных дисциплин можно посмотреть на странице ОП.
В рамках программы предусмотрено две траектории: прикладная — «Управление низкоуглеродным развитием компаний и территорий» и исследовательская — «Углеродный цикл компаний и территорий»
Первая ориентирована на магистрантов, планирующих продолжить свою карьеру в стратегических или аналитических подразделениях крупных компаний или профильных органах государственной власти. Вторая предполагает проведение магистрантами фундаментальных или прикладных исследований углеродного цикла — от отдельных экосистем или предприятий до стран и крупных производственных цепочек. Траектории различаются составом ключевых семинаров, характером выполняемых студентами проектов, предметами по выбору. Мейджор у траекторий общий.
Как предполагается сочетать занятия в аудиториях, онлайн-обучение и практическое освоение изученных дисциплин?
Мы планируем дать нашим магистрантам возможность участвовать в большей части занятий онлайн, главным образом в вечернее время, чтобы они могли совмещать учебу с работой. Мы ожидаем, что часть магистрантов составят сложившиеся специалисты, сталкивающиеся в своей профессиональной деятельности с углеродной и климатической проблематикой. Для них важна возможность онлайн-обучения с активной обратной связью и периодическими интенсивными офлайн-сессиями.
В программе мы делаем акцент на проектную работу. Например, прикладная траектория включает проектный семинар «Климатические проекты и углеродные рынки», прикладной проект по управлению низкоуглеродным развитием, производственную практику.
Прикладной проект направлен на решение конкретной задачи: применение инструментов низкоуглеродного развития в государственном и корпоративном управлении по запросу внешнего заказчика, например организации, где работает магистрант. Результатом может быть разработанное и обоснованное проектное решение, методика и т.п. В таком же формате магистранты на прикладной траектории могут реализовать и выпускные работы. Это необязательно индивидуальная работа, магистрант может представить и коллективный корпоративный проект, реализованный им с использованием полученных на программе знаний.
Производственная практика планируется в подразделениях крупных компаний, занятых климатической политикой и углеродным регулированием, в том числе и по месту работы магистранта; в федеральных и региональных органах исполнительной власти, консалтинговых компаниях, проектных институтах, связанных с климатической тематикой. Аналогичный подход с акцентом на научную работу будет применяться на исследовательской траектории.
Кто будет преподавать в магистратуре? Насколько активно предполагается привлекать практиков, работающих в разных отраслях экономики?
Мы постарались собрать команду преподавателей, охватывающую многоплановые компетенции, которые мы хотим дать нашим выпускникам. В финансовом и экономическом блоке программа интегрирует опыт подразделений ВШЭ, связанный с экономическими и правовыми аспектами устойчивого развития и углеродных рынков (И.А. Макаров, И.А. Степанов), в первую очередь с факультета мировой экономики и мировой политики. В естественно-научном блоке мы опираемся на потенциал научно-исследовательских институтов Российской академии наук (Института географии РАН — партнера нашего факультета, Института космических исследований РАН, Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова). В управленческом блоке мы используем опыт наших партнеров из консалтинговых компаний KPMG и «КарбонЛаб», а также коллег, совмещающих академическую активность с практической работой (Е.А. Шварц, А.В. Птичников, Г.В. Сафонов).
В каких отраслях отечественной и мировой экономики будут востребованы ваши выпускники?
Переход к низкоуглеродному развитию в ближайшие 10–15 лет затронет все без исключения отрасли. В первую очередь речь идет об энергоемких отраслях, дающих основную часть выбросов парниковых газов. Это черная и цветная металлургия, крупнотоннажная химия, нефтегазовый сектор, угольная отрасль (для нее риски максимальны), производство строительных материалов, особенно цемента, электроэнергетика, транспорт.
В некоторых секторах наряду с серьезными рисками открываются и новые возможности: это в первую очередь сельское и лесное хозяйство. Здесь в центре внимания находятся не только прямые выбросы парниковых газов в ходе производства, но и процессы поглощения и эмиссии аграрными и лесными экосистемами и, шире, переход к устойчивым сельскому хозяйству и лесопользованию. Это комплексные вопросы: устойчивое лесопользование предполагает интенсивное лесное хозяйство, сокращение потерь древесины, борьбу с лесными пожарами, лесовосстановление на землях различных типов, учитывающее экологические ограничения (уход от мононасаждений и использования инвазивных видов, например) и т.д. Устойчивое сельское хозяйство — еще более сложный сюжет, включающий снижение потребности в минеральных удобрениях, сохранение и накопление почвенного углерода, уход от монокультур и т.д. В этих отраслях есть потенциал для реализации природно-климатических проектов по поглощению атмосферного углерода.
Косвенный эффект от их низкоуглеродной трансформации затронет всю экономику. Ведь международные стандарты расчета углеродного следа предполагают учет не только прямых выбросов при производстве данной продукции (Scope 1) и приобретенных для этого энергоресурсов (Scope 2), но и выбросов по всей цепочке создания стоимости (Scope 3). Поэтому специалисты по низкоуглеродному развитию через 10 лет будут востребованы во всех отраслях, поскольку с вопросами углеродной отчетности и оплаты выбросов столкнется вся экономика.
Наконец, я не забывал бы о финансовом секторе.
Зеленое финансирование быстро развивается, и раскрытие информации об углеродном следе компании и производимой ею продукции скоро станет стандартом наряду с финансовой отчетностью
Не случайно уже возникли международные стандарты такой отчетности (например, TCFD), а крупнейшие российские банки (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ) активно развивают это направление.
Нет ли скептицизма насчет будущих выпускников среди практиков-работодателей, которые занимаются нефте- и газодобычей или, например, сельским хозяйством?
В процессе разработки программы магистратуры мы общались и продолжаем общаться со многими компаниями разных отраслей — от металлургии и лесного сектора до нефтегазохимии и угольной отрасли. Все они понимают важность и своевременность появления нашей образовательной программы и необходимость подготовки специалистов по климатической и углеродной проблематике. Этой же позиции придерживается Российский союз промышленников и предпринимателей. Мы получили от коллег-практиков ряд очень важных замечаний и предложений по содержанию программы, которые обязательно учтем при ее реализации. Надеюсь, такая работа позволит нам подготовить специалистов, соответствующих текущим и перспективным потребностям рынка. Наша команда открыта для диалога и обратной связи.
Вам также может быть интересно:
В рамках фестиваля ECOCUP Green Talks 2021 при поддержке ВШЭ пройдут экспертные дискуссии об изменении климата
Что происходит с природой и климатом? Как это влияет на мировую экономику? Как страны планируют адаптироваться к этим изменениям? Эти и другие вопросы эксперты обсудят в серии дискуссий, организованных при поддержке факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ в партнерстве с представительством ЕС в России в рамках фестиваля зеленого документального кино ECOCUP Green Talks 2021.
НИУ ВШЭ и ТюмГУ запустят первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Высшая школа экономики и Тюменский государственный университет подписали соглашение, которое предусматривает создание магистерской программы двух дипломов «Управление низкоуглеродным развитием». Это первая в России образовательная программа в области климатической политики, углеродного цикла и практик низкоуглеродного развития.