«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей
Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».
Центр взаимодействия с регионами Дирекции по стратегической работе с абитуриентами ВШЭ имеет большой опыт сотрудничества с московскими и региональными школами, проводит образовательные проекты как для учителей, так и для школьников. В рамках проекта «Академия школьников» ВШЭ старшеклассники со всей России вместе с наставниками приезжают на выездные тематические школы по социологии, лингвистике и естественным наукам, а также дистанционно участвуют в вебинарах и онлайн-курсах.
Ирина Резанова
«Проекты центра служат образовательной и своего рода интеграционной, дискуссионной площадкой, где педагоги из разных регионов России могут встретиться и обменяться опытом, обсудить разные вопросы, найти способы решения актуальных проблем и внедрить эти решения в педагогическую практику в своих образовательных учреждениях. И идея “Проектной школы” появилась у нас с Ольгой Валентиновной Афанасьевой, заместителем руководителя Школы коммуникаций, заместителем декана по работе с абитуриентами факультета креативных индустрий ВШЭ, исполнительным директором Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор». — Ред.) в ходе одного из таких мероприятий — на форуме “Стань выше с Вышкой!”», — рассказала Ирина Резанова, директор Центра взаимодействия с регионами.
Программа «Проектной школы» получилась интенсивной: участники прослушали серию мастер-классов пяти преподавателей Школы коммуникаций и в командах практиковались в написании конкурсных заявок.
В первом блоке образовательной программы учителя познакомились со спецификой творческих и коммуникационных проектов. Ольга Афанасьева и Яна Ерофеева, старший преподаватель Школы коммуникаций, рассказали, как определить проблему и сформулировать идею в рамках заданной конкурсной темы, какие элементы проекта являются ключевыми, а какие — второстепенными, обсудили особенности конкурсных заявок. В ходе небольшой экспертной дискуссии участники интенсива постарались выделить универсальные критерии для оценки творческих работ на примере критериев оценивания работ Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор» и индивидуальной выпускной работы (ИВР) в Лицее НИУ ВШЭ.
Ольга Афанасьева
«“Проектная школа” — коллективный продукт и наш уникальный проект, который затрагивает весь процесс создания творческой работы — от проведения исследования и разработки креативной идеи до грамотного заполнения конкурсной заявки и публичной защиты итогового продукта. Школа появилась отчасти по запросу педагогов, и мы постарались включить в этот образовательный курс всю нашу экспертизу, накопленную за долгие годы практики проведения подобных конкурсов», — подчеркнула Ольга Афанасьева.
Второй день образовательной программы был посвящен исследовательской составляющей. Алена Отман, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, поделилась с коллегами секретами поиска аналитической информации и организации школьного мини-исследования. По итогам мастер-класса участники составили пошаговый гайд по проведению исследования в рамках школьного проекта.

Павел Родькин, доцент Школы коммуникаций, на примере реальных индустриальных проектов показал процесс работы команды на протяжении всего жизненного цикла проекта — от разработки идеи до подготовки тендерной презентации и реализации проекта.
Не менее интересным и полезным оказался мастер-класс по созданию презентаций и публичным выступлениям от Артема Рыбкина, приглашенного преподавателя НИУ ВШЭ. Он поделился с участниками интенсива небольшими лайфхаками, основанными на личном опыте, показал несколько практик по борьбе со страхом публичных выступлений.
Яна Ерофеева
«Творческие конкурсы и конкурсы исследовательских и проектных работ помогают старшеклассникам развивать необходимые для современной жизни компетенции и так называемые soft skills, ведь в рамках многих конкурсов предусматривается публичная защита работы. Такие конкурсы — это всегда комьюнити, объединяющее неравнодушных и талантливых ребят. И именно им предстоит через несколько лет совместно работать и развивать сферу креативных индустрий. Ну и не стоит забывать о бонусах при поступлении в университет: победа и призовые места дают дополнительные баллы к сумме баллов ЕГЭ за индивидуальные достижения», — добавила Яна Ерофеева, старший преподаватель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, креативный директор, руководитель студенческой дирекции Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор».
Участие в интеллектуальных и творческих состязаниях — важный и обязательный элемент обучения в средней школе, который в том числе помогает старшекласснику определиться с дальнейшей образовательной траекторией. А с развитием креативной экономики и сферы креативных индустрий доля проектной работы в жизни каждого будет только расти. Именно поэтому важно учиться работать с проектным форматом как можно раньше.
Слушательница интенсива Ольга Смирнова, преподаватель школы №1505, поделилась впечатлением от курса: «Полезными были системность информации, примеры, материал о проекте, его структуре, проведении презентации, атмосфера заражения творчеством, знакомство с интересными конкурсами, рекомендации профессионала, ассоциации, информация о ресурсах. Стало понятно, за чем именно в своей работе нужно больше следить, что и как подтянуть — точечно или системно. Постараюсь в школе поделиться отчетом об учебе с коллегами. И еще мне лично было важно увидеть, в чем я совпадаю с более высокого уровня специалистами».
Отман Алёна Александровна
Рыбкин Артём Сергеевич
Вам также может быть интересно:
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.
НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае
В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.
«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»
Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.
Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира
Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.
Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»
С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.