ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
О способах балансирования рисков и возможностей использования ИИ в образовательном процессе и разработках Вышки рассказала Екатерина Колесникова, руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, доцент.
Екатерина Колесникова
«Мне видится, что слово “эксперимент” в названии круглого стола очень точно и верно отражает происходящие сейчас процессы, — подчеркнула она. — Мы пробуем работать с новым для себя явлением, пытаемся понять перспективы и ограничения использования искусственного интеллекта в образовании, выработать способы разумного применения его возможностей».
Екатерина Колесникова представила проект по созданию ИИ-экзаменатора для оценивания речевых умений говорения и письма. Обучение ИИ-экзаменатора реализовано на основе 10 тысяч образцов письменных текстов и устных высказываний, а также 105 тысяч оценок по специальной методологии и критериям, разработанным экспертами, что позволило достичь высокой точности результатов.
В настоящее время этап бета-тестирования проходит нейросеть «ИИ Лингво» (совместный проект Центра искусственного интеллекта, Школы иностранных языков и онлайн-кампуса НИУ ВШЭ), которая за 60 минут способна оценить письменный текст и устную речь по ключевым критериям: лексика, грамматика, фонетика и беглость речи (для устных высказываний), логика и связность текста, стиль (для письменных текстов), коммуникативное поведение. Функционал разработанной в ВШЭ нейросети продолжит развиваться, планируется обучение моделей ИИ оцениванию языковых компетенций по другим иностранным языкам.
«Новация “ИИ Лингво” как инструмент для самоконтроля или встроенный в курс второй экзаменатор — это, по сути, решение старой проблемы перегруженности преподавателей и объективной нехватки формирующего оценивания в коммуникативно-направленных дисциплинах», — отметила Екатерина Колесникова.
Эксперты круглого стола сошлись во мнении, что большое значение в проектировании образовательного процесса, дополненного возможностями ИИ-технологий, будут иметь специалисты-методологи и руководители проектов образования. От них потребуется видение логики изменений в сфере образования.
Ежегодный Тюменский цифровой форум информационных технологий «ИНФОТЕХ» — крупная площадка для обмена опытом в сфере цифровизации проектов федерального и регионального уровней. Организаторы: Правительство Тюменской области и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Вам также может быть интересно:
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.