• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Моя задача — привить первокурсникам основы профессиональной этики»

Ольга Симонова, доцент кафедры общей социологии, стала одним из лучших преподавателей по мнению студентов факультета социологии Высшей школы экономики в категории «Преподаватель семинарских/практических занятий».

— Ольга Александровна, как давно вы преподаете в Вышке, какие курсы ведете?

— Я пришла в Высшую школу экономики сразу после защиты диссертации в МГУ. В свое время я поступала туда на отделение социологии философского факультета, но затем социология обрела институциональную самостоятельность, и я оканчивала первый в стране факультет социологии. Многие мои коллеги по кафедре пришли работать в Вышку из МГУ практически сразу, как она открылась.

Сейчас у меня самая активная деятельность на первом курсе, где я читаю курс по социологической теории, но вообще-то это история социологии, именно так называлась специализации, с дипломом по которой я когда-то вышла из стен университета. Помимо основного предмета для первокурсников, я читаю ряд курсов по выбору и факультативов на разных факультетах.

По истории социологии я в основном веду семинарские занятия, а лекции у нас читают мэтры российской социологии: Никита Евгеньевич Покровский и Александр Бенционович Гофман — оба ординарные профессора ВШЭ. Гофман представитель европейской традиции социологии, а Покровский — американист, поэтому они друг друга дополняют очень здорово и красиво. Так же у нас преподает, на мой взгляд, лучший в России переводчик социологических текстов, Владимир Геннадьевич Николаев, который преподносит студентам знания, что называется, из первых рук. Для меня большая честь — вести семинарские занятия за этими преподавателями.

— Вы стали лучшим преподавателем семинарских занятий. Что это значит для вас? Как вы относитесь к итогам голосования?

— Мне очень приятно получить признание от ребят. На занятиях моя главная задача — научить студентов думать. И если первокурсники понимают мое искреннее стремление их чему-то научить, — для меня это вдвойне важно, так как я довольно жестко веду занятия, не иду на компромиссы, предъявляю высокие требования, несмотря на то, что это первый курс.

Сейчас в высшем образовании огромные потоки студентов, группы больше тридцати человек, преподавателю тяжело работать, а ведь хочется уделить внимание каждому студенту. История социологии — это сложный предмет, который лучше бы преподавать ребятам постарше, с каким-то жизненным опытом. Но я работаю с первокурсниками, и поэтому всегда опасаюсь поддаться соблазну упрощения, все время хочется что-то объяснить на пальцах. И все же я стараюсь не опускать планку, и если ребята оценили мои старания, значит, результат достигнут.

И в этом смысле я очень позитивно оцениваю идею с выборами лучшего преподавателя, потому что они выступают индикатором настроений учащихся и их отношений к преподавателю и тому, что он делает. Если у школьного учителя есть какая-то обратная связь от учеников, то у вузовского преподавателя ее часто нет. В целом, по моим ощущениям, это голосование свидетельствует, что студенты оценили нашу личную увлеченность предметом.

— А чем подпитывается ваша увлеченность? Где вы черпаете вдохновение для преподавания, и какие методики используете?

— Знаете, еще будучи студенткой, я сразу определилась, чего хочу. Я ни минуты не сомневалась, что пойду в аспирантуру и буду преподавать. Моя мама — заслуженный учитель России, наверное, это по наследству передалось. Что касается методик преподавания социологии, тут у меня разные ориентиры. Каждое заседание нашей кафедры начинается с диагноза того, что есть социологическое образование, какова специфика предмета социологии и каково место история социологии в общей системе социологического знания. Я пытаюсь ориентировать свою методику на современные исследования и чтение оригинальных источников, для меня это самое главное.

Даже если в какой-то момент я устаю, или у меня возникают какие-то сомнения, то тексты первоисточников помогают мне сориентироваться. Классические тексты можно изучать и интерпретировать бесконечно, поэтому каждый раз, готовясь к занятиям, я возвращаюсь к первоисточникам, благодаря которым у меня возникают новые темы, ракурсы, возможности для обсуждения.

К каждому семинару я готовлю презентации (на их основе составлен мой учебник «Социология ХХ века»), в строгом соответствии с первоисточниками, чтобы привить студентам социологический язык. Студенты должны видеть смысловые формы и структуры социологической науки и оперировать специальными понятиями.

К концу курса по истории социологии, а он длится пять модулей, я чувствую, что презентации мне уже не нужны, что студенты смогли овладеть понятиями, и даже читая новый текст, они понимают, на что будут нацелены вопросы, и пытаются оперировать профессиональными понятиями. На мой взгляд, методика дает результат, когда студенты начинают вчитываться в тексты и осмыслять их. Пусть ребята в процессе своего образования меня перерастут, по-новому прочитают эти тексты — важно, чтобы у них была создана основа, навыки чтения первоисточников, навыки социологического мышления и культуры, именно это я пытаюсь привить.

А еще у меня есть принцип: если я на семинаре не создала хотя бы на несколько минут атмосферу, когда студенты про все на свете забыли — так им интересно, то занятие прошло впустую. Я должна суметь достучаться до них.

— А с помощью чего удается это сделать?

— Здесь на помощь преподавателю приходит сама социология, ведь это наука, которая изучает повседневную жизнь, то, что всегда интересно и важно. Для социолога нет запретных тем, мы анализируем очень сложные и неоднозначные феномены социальной жизни. На любое явление можно взглянуть с социологической точки зрения, и вдруг оказывается, что у всего есть социальные причины, которые не всегда зависят от мотивов людей. Иногда я специально выбираю провокационные темы для обсуждения, ведь моя задача еще и в том, чтобы привить первокурсникам основы профессиональной этики — как вести себя с людьми, что о них думать. И когда мы обсуждаем такие явления, о которых обычно не говорят, мои студенты понимают, что социология — это глубоко гуманистическая наука.

— А можно сформулировать, что значит быть социологом? Какой подход к реальности у социолога?

— Социология очень разная, но профессиональный социолог никогда не забывает о том, что социология — это, прежде всего, теоретическая попытка понять общество, а потом уже все остальное. Это кредо сформулировано Питером Бергером, известным американским социологом в его учебнике «Приглашение в социологию». Можно владеть набором методик, но не знать, что исследовать и как это потом интерпретировать. Что означают цифры, которые получил исследователь, и куда ему идти дальше — эти горизонты открывает только теоретическая социология.

Все вокруг находятся под впечатлением от магии цифр. СМИ пестрят сообщениями о процентах и цифрах, которые — катастрофичны, показательны и прочее. А я всегда смущаюсь: что значит любая цифра, может, в ней и нет ничего особенного, а может она и правда означает что-то катастрофическое? Это вопрос интерпретации.

Поэтому еще одно правило социолога касается того, как интерпретировать. Мало кто знает, что у Питера Бергера есть статья, которая называется «Неприглашение в социологию», где он описывает опасности, с которыми может столкнуться социолог и подчеркивает ответственность исследователя за его социологические экзерсисы. Социолог может интерпретировать данные, если он обладает теоретической культурой, если знает, какие есть школы и тенденции, как в этом сориентироваться и понять, что же такое мы получили в результате исследования. Отсюда вытекают многие правила профессиональной этики, — нельзя заявлять о цифре и вольно ее интерпретировать, потому что социолог несет социальную ответственность перед людьми.

Мезенцева Людмила, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Лучшее лекарство от хандры»: что ученые думают о шопинге

«Жизнь как затянувшаяся лихорадка покупок» — такой теме был посвящен традиционный 23-й рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, состоявшийся 24 декабря. Его участники обсудили фильм «Шопоголик» 2009 года.

Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми

Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».