• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регулировать, не угнетая: в ВШЭ проходит конференция по антимонопольной политике

Регулировать, не угнетая: в ВШЭ проходит конференция по антимонопольной политике

© Высшая школа экономики

Современная антимонопольная политика должна способствовать экономическому росту и своевременно реагировать на новые вызовы. При этом важно не создавать дополнительных барьеров для предпринимательства. Об этом шла речь на открывшейся 14 ноября в НИУ ВШЭ IX научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование». В ее работе приняли участие руководитель ФАС России Максим Шаскольский, ректор университета Никита Анисимов, представители государства, бизнеса и экспертного сообщества.

Сергей Пузыревский
© Высшая школа экономики

Модератор пленарного заседания, статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Сергей Пузыревский, напомнил, что в национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» может войти отдельный проект по развитию конкуренции. Он выразил надежду, что широкое обсуждение позволит найти новые решения современных проблем, в том числе межгосударственного сотрудничества в антимонопольной политике.

Никита Анисимов
© Высшая школа экономики

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что для университета антимонопольный трек является одним из приоритетных, и напомнил: первая базовая кафедра ФАС была создана именно в Вышке. В ВШЭ действует также Международный центр конкурентного права и политики БРИКС, отмеченный в недавней декларации глав стран объединения и отдельно президентом России на XVI саммите БРИКС в Казани, что подчеркивает важность этого направления.

Максим Шаскольский
© Высшая школа экономики

Руководитель ФАС Максим Шаскольский поблагодарил Никиту Анисимова и Вышку за содействие в организации конференции. Россия готовит специалистов в сфере антимонопольного регулирования во многих вузах, во многих из них есть профильные кафедры, но первая была создана в 2005 году в ВШЭ, напомнил он. Нынешнее время требует системного законодательного регулирования в антимонопольной сфере, его совершенствование не должно отставать от развития экономики, в том числе цифровизации, полагает глава ФАС. Максим Шаскольский напомнил, что 5-й антимонопольный пакет ограничил возможность формирования картелей на платформах. Опираясь на новые законы, служба выявила целый ряд методов агрегаторов, создающих невыгодные условия для продавцов, и направила им предписания об устранении нарушений, которые были выполнены. Меры регулирования, полагает он, применимы и для соцсетей и видеохостингов, выполняющих роль платформ.

© Высшая школа экономики

Руководитель ФАС считает, что важно исключить антимонопольный иммунитет для интеллектуальной собственности в ситуации злоупотребления правом на программное обеспечение и завышения цен.

По его мнению, важен действительный контроль за сделками экономической концентрации, в том числе внутригрупповыми. Сейчас уведомительный порядок оповещения о некоторых сделках исключает возможность их прекращения, поскольку в момент уведомления они уже завершаются. «Мы считаем, что отмена уведомительного порядка позволит предотвратить скрытую монополизацию», — сказал Максим Шаскольский.

Важным элементом работы службы стал контроль за ценообразованием на социально значимых рынках. ФАС изучает цены на продовольствие, транспорт, лекарства и другие товары и проводит проверки. Меры реагирования направлены на стабилизацию конкретных рынков.

© Высшая школа экономики

Глава ФАС отметил: международное сотрудничество — важный инструмент повышения эффективности антимонопольного регулирования. ФАС активизирует взаимодействие с антимонопольными службами стран БРИКС, ЕАЭС и АСЕАН. За последний год в сотрудничество включились Иран, Эфиопия и ОАЭ. «Мы активно пресекаем нарушения антимонопольного законодательства, имеющие трансграничный характер», — подытожил Максим Шаскольский.

Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович отметил, что сейчас комиссия активизирует трансграничное сотрудничество с национальными антимонопольными органами. Это позволит разграничивать национальные компетенции и в кратчайшие сроки воздействовать на нарушителей. Их работа координируется, и если компания привлекается к ответственности в одной из стран, то это распространяется на другие государства сообщества.

Однако, по мнению представителя ЕАЭС, остаются серые зоны, где координации пока нет. Например, при изменении критериев доминирующего положения на рынке: в документах союза это указано, но правоприменение показывает, что критерии надо совершенствовать.

Наиболее проблемным вопросом сейчас в экономическом праве союза стало отсутствие у физических и должностных лиц возможности обжаловать решения Экономического суда ЕАЭС. Это препятствует реализации гражданами конституционных прав.

ЕЭК создает методику влияния правового регулирования на конкуренцию в странах ЕАЭС, чтобы каждая страна могла оценить свою систему регулирования, а нормативно-правовые акты проходили экспертизу на соответствие принципам конкуренции.

Андрей Бушев
© Высшая школа экономики

Судья Конституционного суда (КС) РФ Андрей Бушев отметил, что Конституция устанавливает принципы деятельности для всех сфер жизни. КС высказывает позиции по свободе предпринимательской деятельности, принципу добросовестности, справедливости и др. По мнению спикера, новый этап институционализации конкуренции связан с конституционной реформой 2020 года, когда Основной закон был дополнен статьей 75.1, указывающей, что участники экономической деятельности обязаны учитывать интересы других лиц и субъектов экономики.

Недавно КС рассмотрел вопрос, обязательно ли муниципалитеты должны проводить торги для выполнения функций предприятий, имеющих важные социальные полномочия. КС принял решение, что торги должны проводиться, но с учетом ситуации в конкретном регионе и местности: при наличии конкурентной среды и наличии компаний или ИП, выполняющих определенные виды работ, торги необходимы, но если конкуренции нет, торги проводить бессмысленно.

«Есть конкуренция правопорядков в борьбе за инвестора и за создание конкурентной среды, и привычная российская тенденция “как бы чего не вышло” не должна превалировать», — отметил Андрей Бушев.

Алексей Иванов
© Высшая школа экономики

Директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов уверен, что взаимодействие академического сообщества и ФАС создает предпосылки к успешной работе. Конкурентное право меняется в условиях перехода к многополярному миру. Глобализация продолжает развиваться, однако она перестала быть монополистической. Многополярность предполагает демонополизацию глобальных процессов. И если раньше конкурентное право было скорее бюрократизированным, то сейчас оно возвращается в фокус внимания ученых и практиков. В последние 30 лет мир получил глобализацию, основанную на свободе торговли и защите права интеллектуальной собственности, но антимонопольный баланс отсутствовал. Но сегодня и страновые лидеры, и экспертное сообщество делают акцент на важности надлежащего режима конкуренции как инструмента балансировки глобальной экономики в интересах БРИКС и развивающегося мира в целом.

По мнению Алексея Иванова, в антимонопольной деятельности важно понимать, что рост цен на продовольственные товары часто вызван не стремлением продавца к максимизации прибыли, а последствиями функционирования глобального рынка. Например, рост цен на яйца может быть вызван усложнением логистики и резким увеличением цен на корма, вакцины и другие лекарственные препараты. Важно крайне аккуратно вмешиваться в сложные технологические и логистические цепочки, полагает эксперт Вышки. Также необходимо оживить конкуренцию в продовольственных цепочках создания стоимости. Исследования рынков в целом и глобальных цепочек создания стоимости — будущее антимонопольного регулирования, считает Алексей Иванов.

© Высшая школа экономики

Представитель II отдела антимонопольного правоприменения Главного государственного управления по надзору за рынком КНР Ли Фань отметила, что в Китае работа регулятора строится с учетом мнений участников рынка и общественности. С их участием разработаны документы по концентрации усилий и усилению прозрачности действий правоохранительных и правоприменительных органов. Особое внимание уделяется деятельности, связанной с поглощениями. В прошлом году ведомство получило около 3000 обращений о концентрации производства, 400 дел было принято в производство, каждое из них в среднем рассматривалось 16,5 дня.

Ведомство также создало механизм контроля возникновения рисков, который помогает компаниям совершать сделки слияния и поглощения, соблюдая законодательство. «В том числе речь идет о цифровой системе, являющейся механизмом нашей деятельности», — сообщила представитель КНР.

В пленарном заседании также приняли участие губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, главный исполнительный директор Конкурентного ведомства Малайзии Искандар Бин Исмаил, заместитель председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан Фаррух Карабаев, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Светлана Авдашева и гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг.

Второе пленарное заседание конференции, организованное совместно с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ), было посвящено развитию биржевой торговли товарами и сырьем в России и координации по созданию товарно-сырьевой биржи БРИКС. Сессия прошла с участием президента СПбМТСБ Игоря Артемьева, председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, советника заместителя председателя Банка России Ларисы Селютиной и других представителей органов госвласти и экспертов.

Работа конференции продолжилась в рабочих группах.

IX научно-практическая конференция «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» организована совместно Международным центром конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и ФАС России.

Вам также может быть интересно:

Антимонопольные ведомства БРИКС объединятся для регулирования зерновых рынков

Более 70–80% калорий, которые мы потребляем, приходится на долю зерновых продуктов. При этом глобальный рынок зерна сегодня контролируется небольшой группой трейдеров. Центр БРИКС НИУ ВШЭ предлагает создать межгосударственную платформу БРИКС по справедливой конкуренции, которая станет новым механизмом координации усилий антимонопольных ведомств по регулированию глобальных рынков. Об этом шла речь на международном семинаре в Каире.

«Вдохнуть энергию в предпринимательскую инициативу»

Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ совместно с ФАС России и Фондом «Сколково» провел VIII Международную научно-практическую конференцию «Антимонопольная политика: наука, практика, образование». На мероприятии обсуждались актуальные проблемы развития конкурентной политики и совершенствования антимонопольного регулирования внутри страны и на глобальных рынках.

«Россия и Китай сближают позиции в антимонопольном регулировании в текущих непростых условиях»

Делегация Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ на прошлой неделе посетила с визитом Китай. Ключевым мероприятием программы стала встреча с руководством Национального антимонопольного бюро Китая. Российские эксперты приняли участие в главной антимонопольной китайской конференции и в X Международном форуме КНР по справедливой конкурентной политике. Подробности — в нашем материале.

«Центр БРИКС поможет с трансфером лучших практик антимонопольного регулирования в Африку»

На форуме Россия — Африка, который состоялся на прошлой неделе, Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ совместно с ФАС России провел дискуссию «Борьба с антиконкурентными практиками крупных ТНК, пресечение трансграничных картелей и международное сотрудничество».

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.

Пятый антимонопольный пакет впервые официально представлен на Апрельской конференции

Поиск консенсуса в вопросах, каким должно стать антитрастовое законодательство в эпоху цифровизации, когда традиционные инструменты перестают работать, оказался делом непростым. Среди участников пленарного заседания «Новый этап антимонопольной политики: презентация 5-го антимонопольного пакета» на XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ  завязалась горячая дискуссия о том, к каким последствиям может привести введение абсолютно новых законодательных норм.

Нужна ли рынку антимонопольная политика

Антимонопольное регулирование может обеспечивать конкуренцию на рынке, а может использоваться как инструмент рыночных войн, нарушая права собственности и размывая верховенство права. Диспут-клуб АНЦЭА «Нужна ли России антимонопольная политика?». Эксперты: Светлана Авдашева, Вадим Новиков.

Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений. М.: НИУ ВШЭ, 2011

Доклад к XII Международной научной конференции Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества, 5–7 апреля 2011 года.

«Защищать нужно конкуренцию, а не конкурентов»

9 февраля в Высшей школе экономики прошла презентация и обсуждение доклада «Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений».

Антимонопольное законодательство: размытость понятий

Антимонопольное законодательство находится на стыке юриспруденции и экономики. Зачастую нормативные определения получаются неоднозначными. Виктор Бродский предлагает доработанные определения ряда важнейших понятий этой сферы.