«Пришлось даже отменить каникулы»
В 2008 году была открыта совместная программа подготовки бакалавров экономики ГУ-ВШЭ и экономического факультета Уральского государственного университета (УрГУ): три года студенты учатся в Екатеринбурге, четвертый — в Москве, по окончании получают дипломы обоих вузов. О том, как реализуется программа сегодня, рассказывает декан экономического факультета УрГУ Сергей Кадочников.
— Сергей Михайлович, вы сделали уже два набора студентов. Остается ли программа востребованной? Ведь по меркам Екатеринбурга ее цена достаточно высока.
— Эта программа исключительна и по своей идее, и по своей целевой аудитории — она рассчитана на лидеров. Учиться сложно, но программа, конечно же, востребована. Несмотря на то, что бюджетных мест не предусмотрено, два набора — в 2008 и в 2009 году — мы провели успешно. Да, цена обучения — 175 тысяч рублей в год — примерно в полтора раза выше, чем на других программах нашего факультета. Зато она существенно ниже, чем в собственно Высшей школе экономики в Москве.
— В чем принципиальное отличие этой программы от других программ вашего факультета?
— К студентам предъявляются совершенно иные требования.
Во-первых, это значительно более интенсивный график работы. Фактически за три года студенты изучают дисциплины, которые их товарищи осваивают за четыре года. Мы должны выдать им диплом УрГУ, а значит, они должны полностью выполнить нашу программу до того, как уедут учиться в Москву.
Во-вторых, это другая модель оценки учебных достижений. Студенты привыкли, что у них есть преподаватель, который их хорошо знает и видит, как они посещают лекции, как работают на семинарах, пишут контрольные, выполняют исследовательские работы. Если студент себя хорошо зарекомендовал, ему всегда поставят нужную оценку. А на программе «двух дипломов» по основным предметам предусмотрена внешняя, абсолютно независимая оценка. Контроль знаний по многим предметам напоминает ЕГЭ — из Москвы присылают задания утром в день экзамена, затем работы отсылаются туда на проверку, и через некоторое время мы узнаем оценки. Для студентов это непросто даже с психологической точки зрения.
В-третьих, для студента с первого курса становится неотъемлемым атрибутом жизни такое понятие, как мобильность. У него сразу две Альма-матер, появляется осознание того, что можно жить, учиться, работать сначала в одном месте, потом в другом, будь то Екатеринбург, Москва, Нью-Йорк, Токио... Большинство выпускников наверняка будут работать в компаниях, для которых эта мобильность имеет значение и в которых ценятся мобильные специалисты.
— Учебный год студентов программы «двух дипломов» делится не на семестры, а на модули, как в Высшей школе экономики. Это добавляет сложности для студентов?
— Программа продолжается всего второй год, и студенты-второкурсники только привыкают к новой системе. Конечно, это нелегко. Например, после первого семестра у них даже нет каникул — их пришлось отменить, поскольку после долгих рождественских праздников времени на то, чтобы освоить весь материал следующего модуля, остается мало. В каждом семестре два модуля по девять недель (лекции и семинары) плюс одна-две недели на зачеты и экзамены. В целом, такую нагрузку способны выдержать только те, кто имеет задатки лидера, кто уже в студенческие годы понимает, что в будущем займет лидирующие позиции в бизнесе, в обществе.
— Какие требования предъявляются к екатеринбургским преподавателям, обучающим студентов по программе двух дипломов?
— Преподаватели принимаются на программу по результатам стажировки в ГУ-ВШЭ. Они должны познакомиться с кафедрой по своему профилю, с учебными материалами, по которым работают преподаватели Высшей школы экономики.
Другие требования в большинстве случаев индивидуальны, они во многом зависят от предмета, но, конечно, главное — опыт работы в данной сфере, в преподавании данного курса, наличие научных публикаций. На открытых лекциях и семинарах оценивается педагогическое мастерство, умение работать с аудиторией. Как правило, преподаватели успешно проходят отбор. Пока у нас был только один случай, когда человек не был допущен к работе со студентами, и два, когда это решение было отложено, — полгода давалось на доработку материалов.
— Имеют ли студенты совместной программы возможность слушать лекции преподавателей Вышки и в течение первых трех лет?
— Конечно. Мы приглашаем в Екатеринбург самых ярких преподавателей Высшей школы экономики, причем они также читают открытые лекции для всех студентов нашего факультета.
Например, к нам приезжали декан факультета экономики Владимир Автономов и заведующая кафедрой экономики и финансов фирмы Ирина Ивашковская. Студенты на таких встречах могут не только задавать вопросы, но и предлагать, как можно что-то улучшить в рамках совместной программы — их мнение обязательно учитывается. Например, на одной из таких встреч было решено, что экономику фирмы лучше читать во втором семестре, а не в первом, что нужно размещать электронные версии учебных материалов на сайте факультета.
В дальнейшем мы планируем организовывать телемосты с преподавателями ГУ-ВШЭ.
— Как будет развиваться этот совместный проект?
— На нынешнем этапе студенты уже начинают готовить курсовые работы, причем у них два научных руководителя — из УрГУ и ГУ-ВШЭ. С третьего курса начнется активная научная работа, а курсовая на втором курсе — это хорошая возможность попробовать себя в качестве исследователя. Не исключаю, что уже на третьем курсе они смогут участвовать в традиционной Апрельской конференции ГУ-ВШЭ, хотя там очень высокие требования к докладам. Мы рассчитываем, что они также будут принимать участие в летних школах, которые организует ГУ-ВШЭ, да и вообще ездить в Москву, чтобы общаться с научным руководителем вне стандартного графика.
— А сейчас совсем не ездят?
— Почему же? Например, в ноябре 2009 года мы организовали трехдневную ознакомительную поездку в ГУ-ВШЭ — студенты побывали на дне рождения Вышки, видели, как вручались премии «Золотая Вышка». Для них специально проводились встречи с преподавателями ГУ-ВШЭ, экскурсия по факультету экономики, лекции по математическому анализу, микроэкономике и другим дисциплинам. Кроме того, они смогли пообщаться с московскими студентами Высшей школы экономики и посмотреть, как те живут в общежитии в Одинцове.
— Вы уже готовитесь к приемной кампании 2010 года?
— Да, мы проводим презентации программы двух дипломов в средних школах, и ребята проявляют к ней большой интерес. Как правило, не менее трети учеников в классе обычно просят оставить им брошюру с подробной информацией.
Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы по этой программе учились лучшие выпускники школ. Мы будем набирать по ЕГЭ, но особые надежды возлагаем на олимпиады. В частности, мы будем проводить олимпиаду по экономике совместно с ГУ-ВШЭ: в феврале-марте этого года в Екатеринбурге состоится первый этап, победители которого поедут на финал в Москву.
Беседовала Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ДВФУ и ВШЭ будут готовить кадры вместе
13 апреля в Москве и.о. ректора Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов подписали соглашение о сотрудничестве вузов в сфере образования и науки.
43%
российских компаний сотрудничали с вузами в прошлом году. Интенсивность сотрудничества между бизнес-структурами и учреждениями высшего образования заметно возросла по сравнению с 2012 годом, тогда с вузами взаимодействовали чуть больше 30% компаний.
Диплом Вышки для уральских бакалавров
В июне состоялся первый выпуск совместной бакалаврской программы по направлению «Экономика» Уральского федерального университета (УрФУ) и ВШЭ. Три первых года уральские студенты обучались на специализации «Мировая экономика и международный бизнес» в УрФУ, а на четвертом курсе — на специализации «Экономика и финансы фирмы» в Вышке. Обладательница дипломов ВШЭ и УрФУ Мария Бородина рассказывает о программе.
Сотрудничество в области медиаобразования
7 декабря в Высшей школе экономики подписано соглашение о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и Донским государственным техническим университетом (ДГТУ).
Слияние двух брендов
ГУ-ВШЭ и Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН) начинают набор на совместную магистерскую программу «Управление образованием». О том, как будет организовано обучение и чему научатся студенты, рассказывает ректор МВШСЭН Анатолий Каспржак.
Как не потерять Дальний Восток
В Тихоокеанском государственном экономическом университете и Владивостокском государственном университете экономики и сервиса прошли дни факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ. Впечатлениями от поездки делятся заместители декана факультета Вера Данилина и Андрей Суздальцев.
Казань — Москва: знания особого уровня
В Высшей школе экономики существует множество программ по развитию сотрудничества с другими вузами. Одной из них является взаимодействие с правительством республики Татарстан, по договоренности с которым в ГУ-ВШЭ приезжают студенты, аспиранты и преподаватели из казанских высших учебных заведений.
Современная психология: штабные учения на Алтае
Не так давно в живописном месте на Горном Алтае состоялось примечательное научное событие — первая Всероссийская психологическая школа, собравшая на пять дней ведущих отечественных психологов, студентов и молодых ученых из ГУ-ВШЭ, МГУ и вузов Сибирского региона. Рассказывает Алексей Улановский, организатор и президент школы, старший преподаватель факультета психологии ГУ-ВШЭ.
Никаких скидок не будет — на кону наше доброе имя
О программе "двух дипломов" УрГУ и Высшей школы экономики, ходе ее реализации, проблемах, с которыми приходится сталкиваться и перспективах дальнейшего взаимодействия с Уральским госуниверситетом после заседания Академического совета рассказал декан факультета экономики ГУ-ВШЭ Владимир Автономов.
Формат четырех образовательных модулей — будущее ГУ-ВШЭ
Одним из первых вопросов, обсуждавшихся на совещании Академического совета совместной образовательной программы УрГУ и ГУ-ВШЭ, состоявшемся 19 июня в Екатеринбурге, стал учебный план совместной образовательной программы на 2008/2009 учебный год. Преподаватели уральского госуниверситета представили свой проект учебного плана, а участники совещания со стороны Высшей школы экономики выступили с его экспертной оценкой и высказали свои замечания.