Ярослав Кузьминов выступил на заседании Госсовета по проблеме бюджетных расходов
4 октября под председательством Владимира Путина прошло заседание Государственного совета, посвященное повышению эффективности бюджетных расходов. С докладом на нем выступил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Ярослав Кузьминов был участником рабочей группы Госсовета, проанализировавшей, по поручению президента Путина, ситуацию с бюджетными расходами и представившей доклад по их оптимизации. В своем выступлении ректор ВШЭ остановился на трех не разрешенных пока проблемах.
Госпрограммы
Госпрограммы как инструмент планирования расходов реализованы лишь формально. В принятых госпрограммах размыты приоритеты финансирования, не выделены те из них, которые могли бы принести наибольшую отдачу. Нет ответа на вопрос, как связан результат с объемами финансирования. Остается проблемой и определение внутренних для отрасли источников экономии, сокращение неэффективных проектов. Чисто формально учитываются средства населения и частного бизнеса.
Эксперты видят четыре способа исправления этой ситуации, но их реализация сопряжена с некоторыми сложностями и рисками. Можно снизить целевые показатели госпрограмм — но тогда многие из них вообще потеряют смысл. Можно сократить бюджетную сеть (запланированное количество услуг) — но это сокращение невозможно осуществить в случае с социальными программами. Можно часть программ сохранить, обеспечив адекватным финансированием, а остальные отменить или урезать. Наконец, можно найти новые внебюджетные источники финансирования — но это потребует значительного изменения нормативной базы. В первую очередь, это касается образования и здравоохранения, которые, по мнению большинства экспертов, остаются серьезно недофинансированы: образование — примерно на 1% ВВП, здравоохранение — почти на 2% ВВП.
Госпрограммы как инструмент планирования расходов реализованы лишь формально. В принятых госпрограммах размыты приоритеты финансирования, не выделены те из них, которые могли бы принести наибольшую отдачу.
Другая трудность — запутанный механизм управления госпрограммой. Неясно, например, как управлять финансами госпрограммы при снижении расходов на нее и как контролировать достижение показателей по подпрограммам, за которые отвечают отдельные ведомства. Эти механизмы необходимо четко регламентировать.
Бюджетная сфера
Рост расходов в бюджетных отраслях пока не привел к заметному росту удовлетворенности граждан услугами, которые оказываются за счет средств государства. Основная причина — в неумении управлять как на уровне отраслей, так и на уровне организаций. «Смысл реформы учреждений, проведенной по 83‑му ФЗ — это опора на их самостоятельность и ответственность, когда учредитель формирует и контролирует госзадание, — напомнил Ярослав Кузьминов. — На практике же сохраняется избыточное влияние вышестоящих управленческих структур на деятельность учреждений. Сложившаяся система, на наш взгляд, поощряет просто бессмысленное исполнительство и коррупцию».
Эксперты считают необходимым в каждой отрасли: образовании, здравоохранении, культуре, — перейти к конкурентным механизмам формирования госзадания. Либо на основе выбора потребителей, к которым прикрепляется определенный мандат на бюджетное финансирование, либо на основе конкурсов с прозрачными и понятными обществу условиями.
Кроме того, необходима конкуренция между бюджетными и автономными госучреждениями и негосударственными поставщиками социальных услуг. Негосударственные предприятия и НКО зачастую результативнее используют бюджетные средства, чем госучреждения. Регионы, которые активно привлекают негосударственных поставщиков к оказанию соцуслуг, должны стимулироваться.
«Норматив должен сам иметь экономическое обоснование, — подчеркнул Ярослав Кузьминов. — Когда нет обоснованной цены, бессмысленно говорить об адекватной оценке эффекта». Такие нормативы обязательно должны быть разработаны.
Нормативы должны, по существу, играть роль цен, по которым государство и муниципалитеты от имени граждан покупают услуги как у собственных учреждений, так и у негосударственных поставщиков. Но надежная система нормативов, которые бы стимулировали эффективность и качество, пока не создана. «Норматив должен сам иметь экономическое обоснование, — подчеркнул Ярослав Кузьминов. — Когда нет обоснованной цены, бессмысленно говорить об адекватной оценке эффекта». Такие нормативы обязательно должны быть разработаны.
Контроль и надзор
Сокращение бюджетных расходов на госуправление возможно в значительной степени в сфере контрольно-надзорной деятельности. Сейчас эта деятельность зачастую ориентирована не на выявление угрозы причинения вреда, а на проверку соблюдения требований, которым присвоен статус обязательных. Это приводит к избыточным расходам как государственных органов, так и проверяемых организаций — и бюджетных, и частных. Так, в 2012 году в 84% случаев проверок выявленные нарушения не представляли непосредственной угрозы причинения вреда.
В 2010–2011 годах правительство утвердило 19 распоряжений по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций в отдельных сферах. Однако, по данным официального мониторинга, уровень исполнения этих планов составляет всего 60%. Отдельные планы — в отраслях связи и сельского хозяйства — выполнены и вовсе только на 20%. Эксперты предлагают вернуться к системной работе над этими планами.
Вам также может быть интересно:
Работу по выполнению майских указов нужно довести до конца
1 февраля в Высшей школе экономики был представлен экспертный доклад «Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения». Его авторы подвели промежуточные итоги выполнения майских указов президента в вопросах оплаты труда работников образования, здравоохранения, науки и охарактеризовали проблемы, которые еще предстоит решить.
Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы
Высшая школа экономики выпустила экспертный доклад «Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения».
Вышка помогла благотворительным фондам рассказать о себе
В Высшей школе экономики состоялась встреча советника Президента РФ по вопросам экономического развития и социальной сферы Александры Левицкой с представителями донорского сообщества.
Социальная сфера Вышки
Для абитуриентов, выбирающих вуз, значение имеют не только образовательные программы, но и бытовые условия, в которых им придется провести ближайшие несколько лет. Вопросы социального обеспечения студентов Высшая школа экономики решает на «отлично», утверждают авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» и рассказывают, как именно она это делает.
В 2015 году бюджетные расходы превысят доходы
Бюджет России на 2015-2017 годы будет дефицитным. Расходы на оборону и госуправление растут, а на образование, здравоохранение и социальное обеспечение сокращаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе», проанализировавшие главный финансовый документ страны.
Если бы причиной было увеличение деловой активности и занятости…
В России впервые поступления в консолидированный бюджет от налогов на труд превысили доходы от сырьевой ренты, сообщают «Ведомости». Преподаватель кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Михаил Горст рассказал о причинах этого превышения и том, какая структура налоговых поступлений в бюджет была бы более предпочтительна, чем сегодняшняя.
Доходы бюджета растут, несмотря на стагнацию экономики
Ухудшение макроэкономического прогноза улучшает прогноз доходов федерального бюджета. Причины такого явления анализируют эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном выпуске бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».
Новые способы финансирования бюджетного дефицита
Налоговые поступления в федеральный бюджет в первые четыре месяца года заметно сократились (в частности, по налогу на прибыль — на 20%). Однако возникающий дефицит не закрывали ни новыми заимствованиями, ни продажами госимущества. Очередной выпуск бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и Бизнесе» от Центра развития НИУ ВШЭ.
Регионы вынуждены сокращать бюджетные инвестиции
Первые итоги работы регионов в соответствии с новыми бюджетными обязательствами, возложенными на них Центром, показывают, что растет напряженность исполнения региональных бюджетов. Очередной выпуск бюллетеня «Новые комментарии о государстве и бизнесе».
Экономика без денег: кто виноват
Претензии к Центробанку, который якобы лишает экономику ликвидности, следовало бы обратить к правительству, которое забирает слишком большие объемы средств в бюджетную систему. Мониторинг «Банки: Статистика и Экономика» от Центра развития НИУ ВШЭ.