Образование в России: от детства до старости в эпоху ковида
Высшая школа экономики выпустила новый двухтомный «Мониторинг экономики образования» (МЭО) за 2020 год. Ключевой фокус исследований — переход на дистанционное обучение в период пандемии. Кроме того, уделено внимание системному анализу развития образования, реализации мер государственной политики в сфере образования в среднесрочной перспективе.
Проводимый с 2002 года Мониторинг экономики образования — уникальное сочетание ежегодных социологических и статистических данных. Помимо обследований ВШЭ, в нем используются социологические исследования, статистические материалы Росстата, Минобрнауки России и Минпросвещения России, а также сведения международных организаций. Детальное изучение массива данных позволяет проанализировать долгосрочные тенденции рынка образовательных услуг и реализацию приоритетных задач государственной образовательной политики.
Мониторинг исследует причины и характеристики выбора потребителей образовательных услуг, их образовательные траектории, мотивацию, стратегию и черты поведения участников рынка, создает фундамент для детального и объективного анализа экономики образования.
Его регулярное проведение дает возможность прогнозировать и своевременно парировать вызовы, оценивать эффективность мер по развитию системы образования и корректировать их.
Николай Шугаль, координатор проекта, директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
«Новое издание — это итог весьма продолжительной работы довольно широкого круга экспертов, специализирующихся в различных областях экономики образования, педагогики. Его особенность состоит в том, что оно представляет анализ наиболее острых аспектов состояния уровней образования — начиная от дошкольного и заканчивая высшим и дополнительным профессиональным — в очень непростое время. Ключевой фокус этого года — это, конечно, переход на дистанционное обучение, который обнажил сразу целый круг проблем. С другой стороны, в публикации уделено внимание системному анализу развития образования, реализации мер государственной политики в сфере образования в среднесрочной перспективе. На наш взгляд, очень важно, анализируя сегодняшние реалии, не утерять мониторинговый взгляд».
Первый том издания посвящен дошкольному, начальному общему, основному, среднему общему и среднему профессиональному образованию, а также дополнительному образованию детей.
В разделе о дошкольном образовании исследуются региональные различия его доступности, возможности ее повышения, развитие вариативных форм дошкольного образования, меры господдержки в этой сфере.
Раздел «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» прежде всего описывает проблемы дистанционного обучения в период пандемии. В нем оцениваются трудности учеников и педагогов при проведении онлайн-занятий, готовность школ и учителей выполнять программу в сложившихся условиях, участие родителей в обучении, изучается образовательное неравенство. Авторы анализируют развитие кадрового потенциала школы, положение школ в сельской местности, сравнивают ситуацию в отечественном и зарубежном школьном образовании. Они также изучили развитие дополнительного образования детей и государственную политику в этой сфере.
Главными направлениями исследования среднего профессионального образования стали цифровая трансформация и обучение в дистанционном формате в 2020 году в России и за рубежом.
Во второй том вошли материалы о высшем образовании; освещены проблемы, касающиеся взаимодействия образования с рынком труда, спроса на педагогов и условий их труда, востребованности навыков и компетенций, непрерывного образования. Помимо особенностей работы университетов в дистанционном формате, изучались развитие научной деятельности в вузах, их привлекательность для исследователей, академическая продуктивность преподавателей.
В разделе «Образование и рынок труда» исследованы проблемы трудоустройства (в том числе по специальности) выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, программ высшего образования и уровень безработицы среди них.
Раздел «Спрос на педагогических работников и условия их труда» отразил потребности образовательных организаций в области цифровых технологий, изменения заработной платы преподавателей.
В главе «Востребованность навыков и компетенций» изучена роль общих, или гибких, навыков (soft skills), цифровых компетенций, агентности (способности к проактивному воздействию на социальную среду) и предпринимательства.
В разделе о непрерывном образовании изучено участие населения в дополнительном образовании, самообразовании, а также развитие обучения в дистанционном формате.
Издание может быть полезно всем исследователям, госслужащим и обычным гражданам, заинтересованным в объективной информации о состоянии образования в России и его эффективном развитии.
Вам также может быть интересно:
90% родителей с высшим образованием не видят альтернатив вузу для своих детей
Каждая третья российская семья нацелена на постбакалаврские траектории. Для оплаты образования россияне предпочитают брать в долг у друзей и родных, а не у банков. Только 15% опрошенных семей позитивно относятся к получению высшего образования удаленно. Эти и другие тенденции выявили авторы очередного выпуска «Мониторинга экономики образования» (МЭО, №8 (50)), посвященного восприятию российскими семьями препятствий поступлению в вуз «Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий».
40%
дошкольников в возрасте 4 лет и старше учились чему-либо дополнительно, помимо обязательных занятий в детском саду.
53%
российских семей с детьми считают, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны учиться вместе с обычными ребятами.
1,5
Во столько раз надо увеличить зарплату преподавателей московских профессиональных колледжей и техникумов, чтобы привлечь на работу «идеального преподавателя». Так считают руководители этих учебных заведений.
13%
студентов очной формы обучения российских вузов в 2014 году собирались учиться за рубежом. Годом ранее этот показатель достигал 20%.
31%
профессиональных колледжей и техникумов России не ведут набор на программы профессионального обучения из-за отсутствия спроса.
16
На столько выросло количество рабочих часов в неделю у преподавателей российских вузов в 2014 году по сравнению с 2013.